0
3013
Газета Дипкурьер Интернет-версия

31.01.2011 00:00:00

Внешнеполитические альтернативы Токио

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов - руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН

Тэги: япония, партия


япония, партия Наото Кан (справа) и Сэйдзи Маэхара намерены активно заниматься территориальной проблемой с Россией.
Фото Reuters

Год Тигра по восточному календарю в Японии прошел под знаком правления Демократической партии, однако за это время выяснилось, что надежды избирателей на перемены в стране не оправдываются. В результате рейтинг сформированного демократами кабинета опустился до чуть более 20%.

Сможет ли партия восстановить это доверие и как долго будет в состоянии удерживать власть – покажет наступающий год Кролика. В этом плане многое будет зависеть от того, сумеет ли наконец ДПЯ наладить проведение эффективной внешней политики.

Три угрозы – один ответ

Японские аналитики практически единодушно оценили 2010 год как год ослабления международных позиций Японии, а внешнеполитическую деятельность ДПЯ и формировавшихся ею кабинетов министров как неудовлетворительную, при этом самой провальной считают дипломатию бывшего премьер-министра Юкио Хатоямы. Этот незадачливый политик-философ, мечтая довести до равноправности отношения Японии с ее главным военно-политическим союзником – Соединенными Штатами, своим неуклюжим подходом к американской базе «Футенма» на Окинаве фактически завел эти отношения в тупик (см. «НГ» от 21.06.10).

Его преемник на посту премьера – Наото Кан подвергся резкой критике за недостаточную твердость в территориальных спорах с Китаем и Россией. Эксперты указывают на отсутствие опыта внешнеполитической деятельности у Кана и возглавляемой им ДПЯ, а ответственность за неудачи перекладывают на Хатояму.

В ушедшем году ни у Хатоямы, ни у Кана руки так и не дошли до разработки долгосрочного внешнеполитического курса страны. В начавшемся году ДПЯ предстоит выстроить комплексную стратегию с целью повышения роли и авторитета Японии на международной арене. Судя по всему, ее ключевыми направлениями станут изменение климата на планете, официальная помощь развитию, участие Сил самообороны в операциях ООН по поддержанию мира, а также возможное присоединение Японии к лоббируемому Соединенными Штатами Транстихоокеанскому партнерству (TPP). Цель американской задумки – создать зону свободной торговли в АТР параллельно, а скорее в пику существующему, но аморфному АТЭС, а заодно проектируемому Восточноазиатскому сообществу.

Наряду с этим Токио активно займется поиском путей нейтрализации трех угроз (на языке политологов), или вызовов (на языке дипломатов) в сфере безопасности, с которыми страна столкнулась в минувшем году. Ими, с точки зрения японцев, являются наращивание военно-морской активности Китая, ракетно-ядерная угроза Северной Кореи и давление России в территориальном споре из-за Южных Курил.

На все три «угрозы» Токио собирается реагировать старым проверенным способом – укреплением военно-политического альянса с Вашингтоном. В первый день нового года самая крупная газета «Иомиури симбун» так сформулировала «японский ответ»: «Чтобы противостоять давлению и угрозам от этих разнообразных соседей, которые игнорируют или недооценивают международные стандарты уважения прав человека, верховенство закона и демократические принципы, насущным для Японии является поддержание сильного союза с Соединенными Штатами».

Кроме того, Токио уже приступил к корректировке собственной оборонной политики ввиду «китайской и северокорейской угроз», которые, по его мнению, являются главными факторами дестабилизации обстановки в сфере региональной безопасности.

Больше подлодок, меньше танков

Опубликованные в декабре 2010 года «Основные направления программы национальной обороны» очерчивают политику Японии в этой сфере на предстоящие 10 лет. Это первый документ подобного рода, принятый ДПЯ. Он указывает на рост военной мощи Китая как на фактор, вызывающий обеспокоенность регионального и мирового сообщества.

Основные направления содержат концепцию «возможностей динамичной обороны». В соответствии с ней японские Силы самообороны должны быть готовы к реагированию на широкий спектр ситуаций, включая террористические атаки и вторжение на удаленные острова Японии. Концепция исходит из вероятности китайской атаки в районе островов Нансэй, расположенных между островами Кюсю и Тайванем.

Очевидно, что важными побудительными мотивами новой концепции стали такие события прошлого года, как облет вертолетами КНР японских эсминцев, наблюдавших за учениями китайского флота неподалеку от указанного региона, а также столкновение китайского траулера и двух японских сторожевиков вблизи спорных островов Сэнкаку (по-китайски Дяоюйдао). Инцидент резко обострил весь комплекс отношений между Токио и Пекином.

Японские эксперты не скрывают, что фокус оборонной политики Японии смещается с России на Китай. Сдвиг в сторону южных морей подтверждается и планами сократить численность сухопутных Сил самообороны на 1 тыс. человек (до 154 тыс.), а количество танков – с 600 до 400. Одновременно число подводных лодок увеличится с 16 до 22.

Китайцы, со своей стороны, обвиняют Токио в раздувании надуманной китайской угрозы с целью оправдать собственное амбициозное желание играть более важную роль на мировой арене.

Треугольник или ломаная линия?

Экономическое и военное возвышение Китая рассматривается в Японии как средне- и долгосрочный вызов, а КНДР с ее ракетно-ядерным потенциалом – как непосредственная угроза безопасности страны. Обновленные «Основные направления программы национальной обороны» призывают в этой связи к усилению сотрудничества не только с Соединенными Штатами, но также с Южной Кореей и Австралией. В начале года в этом направлении уже сделаны некоторые шаги.

В ходе январского визита министра обороны Японии в Сеул была достигнута договоренность о подписании до конца года двух соглашений: о взаимном логистическом обеспечении вооруженных сил двух стран, а также о предотвращении утечек секретной информации.

Однако то, насколько далеко продвинутся Токио и Сеул в области военного сотрудничества, покажет намеченный на первую половину года визит в Японию президента Ли Мен Бака. Считается, что по сравнению со своими предшественниками он более негативно относится к «Северу» и более позитивно – к Японии.


База «Футенма» на Окинаве стала занозой в американо-японских отношениях.
Фото Reuters

В этом плане имеются серьезные ограничения. Они в первую очередь вызваны непреходящими антияпонскими настроениями в Южной Корее, порожденными колониальным правлением Японии на Корейском полуострове в первой половине прошлого века. Определенным тормозом может также стать двоякая обеспокоенность Сеула: во-первых, возрождением Японии после Второй мировой войны как мощной военной державы, а во-вторых, неизбежно негативной реакцией на японо-южнокорейское военное сближение со стороны Китая, являющегося крупнейшим торговым партнером Южной Кореи. Это сближение может побудить КНР к укреплению отношений с КНДР как со своим буферным государством.

Труднопреодолимым препятствием на пути углубленного военного сотрудничества между Японией и Южной Кореей является спор вокруг принадлежности островов Такэсима (по-корейски Токто).

Можно полагать, что вряд ли дело дойдет до возрождения треугольника Вашингтон–Токио–Сеул, существовавшего в период холодной войны. Да и в нем, как оказалось, сторона Токио–Сеул была тогда прочерчена лишь пунктирной линией. Ее точки тут же «испарились» после окончания этой войны.

Другими словами, геометрическая фигура военного взаимодействия между США, Японией и Южной Кореей в Северо-Восточной Азии в обозримой перспективе будет по-прежнему представлять собой ломаную линию с двумя отрезками прямых: Токио–Вашингтон и Сеул–Вашингтон. А дирижировать дуэтом Токио–Сеул останется Вашингтон.

Как заявил министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара, диалог с Северной Кореей должен стать одной из главных дипломатических целей Японии на этот год. Правда, из его же заявления следует, что, как и ранее, основными темами диалога Токио намерен сделать проблему японцев, похищенных северокорейскими спецслужбами, а также ликвидацию ракетно-ядерного потенциала КНДР. Эти темы вряд ли обрадуют Пхеньян.

Территориальная ось Москва–Пекин: реальность или миф?

Как писала 5 января этого года уже упоминавшаяся «Иомиури симбун», в дополнение к угрозам, порожденным Китаем и Северной Кореей, Россия также демонстрирует более «агрессивный» подход в территориальном споре. Более того, японские обозреватели обвиняют Москву в «вероломстве», что якобы проявилось в том, что в момент ухудшения отношений Японии с США и Китаем Москва «нанесла удар в спину» Японии посредством посещения президентом Медведевым спорных островов. Тем самым Россия продемонстрировала резкое ужесточение своей позиции в территориальном споре с Токио.

Японские СМИ однозначно трактуют российско-китайское заявление, подписанное в ходе визита Медведева в Пекин в сентябре 2010 года, как инструмент совместного давления на Японию по поводу их территориальных конфликтов с ней. Либеральная газета «Асахи симбун» от 4 января сего года прямо утверждает: «Заявление можно интерпретировать как декларацию Китая и России о том, что они решили создать единый фронт в их спорах с Японией по поводу островов Сэнкаку и северных территорий, удерживаемых Россией с конца Второй мировой войны».

Но вряд ли можно говорить о едином российско-китайском территориальном фронте против Японии в условиях, когда на современных картах Китая Южные Курилы окрашены в цвет Японских островов. Судя по всему, такой цвет они приобрели в период конфронтации между СССР и КНР во второй половине прошлого века. Является ли он всего лишь рудиментом той конфронтации – это отдельный разговор.

Однако директор Института современных азиатских исследований университета Темпл (японский кампус) Роберт Дуджаррик полагает в той же газете от 13 января, что китайские претензии на российский Дальний Восток гораздо более опасны для России, чем японские требования. Поэтому, по его мнению, в долгосрочной перспективе китайско-российский альянс является «неестественным». А поскольку и для Японии «китайская угроза» становится все более серьезной, полагает эксперт, Токио следует отказаться от претензий на острова рядом с Хоккайдо (а заодно и на Такэсима) в интересах совместного с Россией (а также Южной Кореей) «сдерживания» Китая.

Стоит заметить, что из этого смелого предложения на сегодняшний день реальностью является только одно: кроме спора по поводу Южных Курил, между Россией и Японией нет других противоречий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1172
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
599
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3267
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2567

Другие новости