0
9500
Газета Дипкурьер Интернет-версия

11.11.2013 00:01:00

Камбаратинская ГЭС-1 появится не скоро

Тэги: узбекистан, гэс, конфликт, оон, киргизия, таджикистан


Узбекистан с трибуны ООН снова выступил против строительства Камбаратинской ГЭС. Конфронтация Ташкента в отношении строительства гигантских ГЭС в Киргизии и Таджикистане – не новость, дипломаты Узбекистана лишь подтвердили позицию республики, надеясь быть услышанными с площадки ООН. Ташкент мотивирует свою позицию угрозами техногенных катастроф и негативными социально-экономическими последствиями.
Накануне подписания соглашений по строительству Камбараты-1 в ходе визита Владимира Путина в Бишкек в сентябре 2012 года тогдашнее правительство Омурбека Бабанова, исходя во многом из сугубо политических соображений, поторопилось подготовить соглашение и, в частности, проигнорировало вопрос отвода земель под водохранилище ГЭС Камбарата-1. Но большинство земель предполагаемой зоны затопления находятся в частной собственности и собственники ждут предложений правительства по выкупу земель. Первые сигналы уже появляются. Жители района предполагаемого затопления написали письмо в правильство: «Из-за этих дамб с водохранилищами мы снова лишимся десятков тысяч га поливных земель, пастбищ, зимовок для скота. И просим вместо них предоставить освоенные новые земли в Чуйской зоне. В частности, нельзя забывать, что под водой останутся зимовья на территории сел Сары-Камыш, Толук, Ничке-Сай, Торкен. Конечно, ГЭС Камбарата-1 и -2 нужны для будущего Киргизии. Тем не менее прежде всего будет неплохо учесть положение народа в этой местности. Самое главное, перед началом строительства указанных ГЭС киргизскому правительству надлежит создать комиссию на территории района на правительственном уровне, установить, сколько вреда и пользы принесут ГЭС народу. Если бы при составлении технико-экономического обоснования данного строительства приняли во внимание социально-культурное развитие Токтогульского района, а соответствующие ведомства запланировали специальные средства и работу по развитию района, то это отвечало бы требованиям времени. Для токтогульцев очень важно, чтобы по завершении строительства упомянутой ГЭС Камбарата-1 10% от ежегодно производимой продукции в качестве доли (5% от России и 5% от Киргизии) предоставлялись Токтогульскому району, и это необходимо ввести в проект».
Можно лишь добавить, что за все позднее советское и постсоветское время так до конца не выплачены (с 1975 года) компенсации жителям Токтогульского района, понесшим ущерб при строительстве Токтогульской ГЭС, долги всех киргизских правительств населению тянутся до сих пор, и перспектив их окончательной выплаты не видно.
В настоящее же время Токтогульский и Аксыйский районы Джалалабадской области, о которых идет речь, относятся к числу слабо контролируемых, жестко оппозиционных Бишкеку. В этом регионе основными реальными лидерами общественного мнения и активности являются представители реальной оппозиции действующему президенту, имеющие и достаточные для организации любых массовых акций средства, и свои вооруженные отряды, и поддержку СМИ. Признанным представителем Аксыйского района, например, является Азимбек Бекназаров, известный организатор всех государственных переворотов, начиная со свержения Аскара Акаева, да и любых массовых акций, которого киргизстанцы не стесняясь называют «бульдозером революций».
Есть и другие факторы. В республике нет производства необходимого для строительства ГЭС железобетона марки М1000. Все имеющиеся подъездные железнодорожные пути подходят с территории Узбекистана, который, судя по таджикскому опыту строительства Рогунской ГЭС, эти пути легко заблокирует. В идеале для обеспечения строительства необходимо подведение специальной железнодорожной ветки, минуя Узбекистан, что выглядит реальным только при строительстве китайской дороги Кашгар–Ош–Андижан, либо вообще пока гипотетической железной дороги Таджикистан–Киргизия–Казахстан. Китайский проект – тема отдельная. Достаточно сказать, что он сам по себе носит антироссийский характер и переориентирует Киргизию вовсе не в сторону РФ или евразийского интеграционного пространства. Второй проект существует лишь в виде однажды озвученной идеи, не более.
Еще один немаловажный фактор – отсутствие маркетингового исследования, особенно при варианте мощности 1,9 гигаватт, предлагаемой киргизской стороной. Покрытие дефицита потребления в социальной сфере самой Киргизии – вопрос не рыночный. По вопросу экспорта озвучивается обычно три основных варианта. Это лоббируемый проект USAID «CASA-1000», предполагающий транспортировку электроэнергии на юг, через воюющий Афганистан, изначально задуманный как мифологема. Это экспорт в Казахстан и Россию, существующий пока лишь декларативно. Можно отметить противоречивое отношение к данному вопросу в Казахстане и заинтересованность ряда казахстанских энергетических компаний в реализации собственных проектов строительства ТЭЦ, а также АЭС. Вряд ли актуально китайское направление. Руководством КНР сделана ставка на супермасштабное развитие атомной энергетики, а для прилегающего к Средней Азии СУАРа – на тепловую. Импорт электроэнергии из Киргизии может быть актуален лишь в отдельных приграничных районах и не в важных объемах.
Происходящие в Киргизии политические процессы не позволяют иметь даже малейшей уверенности в том, что при существующей динамике смены политических режимов, уровне их компетентности и особенно ответственности по принимаемым обязательствам любые инвестиционные проекты будут исполнены даже на предельно краткосрочную перспективу. На памяти выделение в 2009 году около 2 млрд долл. на это же строительство правительству Бакиева, свергнутого буквально через год. Позже правительство России филантропически списало эти попросту украденные деньги. Стоит ли доверять очередному революционному правительству Киргизии – вопрос скорее риторический.
Вероятно, и эти мотивы движут компанией «Интер РАО ЕЭС», не спешащей с инвестициями, играющими исключительно политическую роль и не имеющими экономического значения для России. У компании «Интер РАО ЕЭС» нет плановых средств на инвестиции в Киргизию, правительство предлагает компании продажу активов (пакета акций «Иркутскэнерго») и инвестирование полученных денег в киргизский проект.
Подписывая соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС в сентябре 2012 года, президент России отмечал: «При строительстве каскада Камбаратинской ГЭС… мы должны учитывать озабоченность всех участников региона». Об этой озабоченности и напоминают узбекистанские дипломаты, учитывая и нескрываемое стремление киргизской политической элиты использовать ГЭС как средство политического давления на низлежащие по течению Нарына–Сырдарьи страны – Узбекистан и Казахстан…
Проект Камбаратинской ГЭС создавался в советское время под условия единого народно-хозяйственного комплекса СССР и под центральное управление всей водно-энергетической системой Средней Азии и Казахстана из Москвы. Многие специалисты вообще выражают сомнение в актуальности этого проекта, а решение Киргизией своих внутренних энергетических проблем предлагают решать путем проектирования малых и средних ГЭС.
Так что не зря Камбаратинская ГЭС-1 названа «проектом века». Реализация, если она вообще состоится, может занять именно столько времени.   

Алма-Ата–Бишкек



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
218
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
206
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1834
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1385

Другие новости