0
3860
Газета Культура Интернет-версия

10.11.1999 00:00:00

Память об Олеге Борисове жива

Тэги: Борисов, актер, кино


Олег Борисов.
Фото ИТАР-ТАСС

Вряд ли Олег Иванович Борисов был чертовски обаятелен, хотя в его исполнении даже злые герои становились обаятельными, и Борисов не боялся сыграть и представить обаяние зла. Но и необаятельным, неприятным он быть не боялся. Не боялся не понравиться разноликим своим зрителям (вот только, оказывается, переживал иногда, когда его путали с другими - с Анофриевым, например, или с каким-то гэбэшником, но даже это временами его, наоборот, не расстраивало, а радовало). Надо ли быть обаятельным, например, Григорию Мелехову? Борисовский Мелехов в товстоноговском "Тихом Доне" был зол, запутан и несимпатичен, как бывает зла, запутана и несимпатична несчастная мятущаяся и мечущаяся душа. В товстоноговском варианте Григорий Мелехов не был тем положительным буридановым ослом, каким нам пытались показать его в школьной программе. Он был действительно запутавшимся и оттого злобным российским обывателем, потерявшим в жизни все из-за проклятой катастрофы - а что, он мог быть другим?

На экране Борисов впервые явился в комедийном амплуа - незадачливый плут Голохвостый из комедии "За двумя зайцами". Комедийное амплуа с тех пор за Олегом Ивановичем как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить - и смешно, и зло. Он играл разные грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль... Наверное, только пустую веселость он бы сыграть не сумел. Но его "веселый талант" остался почти невостребован. Был, правда, Кочкарев в "Женитьбе". Куда, казалось бы, прожженнее. Заигравшееся в цинизм одиночество.

Чаще использовали его "рефлектирующий талант" в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Трагической фигурой был его Астров в спектакле Олега Ефремова, трагедией становилась история Процентщика в додинской "Кроткой", трагическим героем был Павел в последней театральной работе Борисова - в "Павле I" Мережковского в постановке Леонида Хейфеца. Хотя, перевернув ту же мысль наоборот, можно сказать, что даже цари в его исполнении приобретали черты мятущихся русских интеллигентов.

Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались меньше, было очевидно только ему одному. Странно только - почему ему все-таки в кино давали играть не самых симпатичных людей? В "Слуге" Вадима Абдрашитова - человек, достигший степеней известных, чиновник, но по всему - вылитый Мефистофель; вот он в "Параде планет" того же тандема Абдрашитов-Миндадзе - человек-пустота; вот "Рафферти" - профсоюзный подонок, который выбирает "правду", а на самом деле готов на все ради спасения собственной шкуры; в "Крахе инженера Гарина" - страшный зарвавшийся гений. Даже в "Проверке на дорогах" герой-партизан Соломин не внушает тех симпатий, каким нас учили другие, "догермановские" комиссары. Хотя, конечно, и эта "концепция" не выдержит проверки "на Борисове": был в его кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников в картине Фрумина "Дневник директора школы", была картина "По главной улице с оркестром". В театре, у Товстоногова, он играл все или почти все - в том смысле, что на Борисова понятие амплуа не распространялось. Пока не прошла "любовь", Товстоногов выжимал все, чем наградила природа артиста.

Человеческого и артистического обаяния у него было хоть отбавляй, а не хватало чисто советского обаяния. Не зря тот же Товстоногов, зная, что следователь Шаманов из вампиловской пьесы "Прошлым летом в Чулимске" - роль, которую лучше, чем Борисов, никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному с номенклатурной точки зрения. С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не "пропустили" Олега Ивановича и в михалковскую "Родню". А какой мог бы получиться дуэт Мордюкова - Борисов! На "Мосфильме" не захотели слишком сильного социального накала. И не дали снимать Борисова. А он очень хотел.

Театральные спектакли живут и умирают, иногда сильно "старея" по пути. Киноленты не умирают, они могут только бесконечно стареть. Но даже самые, казалось бы, актуально-современные роли Борисова не устарели, - все равно они были "над" (или "за"). Потому-то и отказывали ему в былые времена от некоторых ролей. Боялись сурового таланта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
458
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
366
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
474
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
468

Другие новости