0
1696
Газета Культура Интернет-версия

17.11.1999 00:00:00

Ерник и христианка

Тэги: Ларионов, Гончарова, Третьяковская, живопись


М.Ф. Ларионов. Ванька с Катькой. Эскиз иллюстрации к поэме А.Блока "Двенадцать". 1918-1920.

ЛАРИОНОВ и Гончарова развивались вместе. Они (с небольшой разницей в курсах) вместе учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Окрестности родового гнезда - "Дом в Трехпрудном" (к. 1900-х - н. 1910-х гг.) Наталии Гончаровой и "Участок сада" (1904-1905) Михаила Ларионова - две пастели, повешенные одна под другою, - похожи по настроению и рисунку настолько, насколько могут быть схожи работы, вышедшие из-под руки одного создателя, и только пристальное изучение авторской манеры позволяет понять различие. Их совместное движение в искусстве - сложная взаимосвязь: Ларионов и Гончарова в десятые годы берут на себя две разные стороны авангарда. Гончарова пишет Иисусов с грозными глазами, Ларионов - обнаженных Венер. Гончарова занимает религиозную, Ларионов - ироническую позицию.

В начале экспозиции - ларионовский портрет жены, выполненный пастелью в 1900-е. Напротив него - "Собственный портрет" (ок. 1910 г.) художника, нарисованный углем. Первый живописует нежную розовощекую красавицу, второй - пучеглазого авангардиста. Суть эволюции Ларионова в десятые годы, как она предстает на выставке графики, - переход от дам, Версаля и плакучих ив, выписанных пастелью, к теткам, избенкам и военным шатрам, написанным гуашью. От эстетской тонкости - к нарочитой корявости. От французского - к русскому. От мягкого образа Гончаровой начала века - к коллажному портрету 1915 года, в который включены обрывки афиш к ее спектаклям, бумажки, опилки и тряпица.

"Во всяком деле Дягилев умел сделать так, точно Вы и только Вы единственный могли это сделать и Вы были убеждены сами часто, что это так", - писал Ларионов. После себя и жены художник чаще всего зарисовывал своего импресарио: Дягилев то гладит собачку (1915-1916), а то скучает на репетициях "Послеполуденного отдыха фавна" (20-е). Эти шаржи проникнуты дружеской иронией. Автопортрет Ларионова с надписью "Курва" (к. 10-х - н. 20-х гг.) под собственным профилем дает понять, что Ларионов умел посмеяться не только над своим окружением, но и над собой.

Обувная стелька - неожиданный образ женского тела. Быстрый рисунок графитовым карандашом на обувной стельке - самый смешной из женских образов Ларионова. Парадоксальное сочетание материала - предельно низкого (стелька) и сюжета (ню) создает ироническую дистанцию. В то же время ларионовская картинка выявляет эротическую образность стельки самой по себе: художник вписал изгибы ню в контуры стельки, демонстрируя ее возможную интерпретацию во фрейдистском духе. На выставке можно увидеть несколько рисунков, написанных в духе знаменитых ларионовских Венер: корявые и голые, эти дамы представляют пример примитивистской эскапады. Художник обнажает смешное в женском теле. Сочетание эротики и иронии характерно для Ларионова.

Верх шаржированной эротики - одна из ларионовских иллюстраций к Блоку. Центральная сцена "Двенадцати" у Ларионова - "Ванька с Катькой": тупоглазый солдат держит в смертельном объятии заголившуюся бабу, исходящую криком в руках насильника. При этом в образе убийцы Ларионов изобразил себя - достаточно сравнить этот рисунок с его автопортретом из соседнего зала: тот же профиль, та же трубка, только глаза чуть зверовидней. Ларионов и сам под ружьем ходил, что дало толчок многим его работам. Самоидентификация с "Ванькой" - ключ к пониманию ларионовского авангардизма. "Человек улицы" входит в искусство. "Улица корчится безъязыкая, нечем ей петь и разговаривать", - писал Маяковский. Ларионов заговорил на языке улицы.

Наталия Гончарова обратилась к иконе. Ее религиозные композиции осваивают широкое поле между канонической и свободной живописью на евангельские темы. Она использует новые техники: крылья ее "Архангела" состоят из узких полосок золотой и серебряной фольги, наклеенных на плоскость листа. С одной стороны, коллаж, революционный метод авангарда, но с другой - возвращение к традиции, если вспомнить, что тончайшая золотая фольга издревле использовалась иконописцами. Гончарова соединяет эти две тенденции - и как результат заломы складок одежды ее "Архангела" больше напоминают о византийской иконе, чем о кубистических теориях Глеза и Метценже. Но ее графические листы с фигурами животных, символизирующих евангелистов, ее иллюстрации к откровению Иоанна Богослова весьма далеки от канонических образцов. Источники религиозных композиций Гончаровой - в широком поле традиций, среди которых греко-православная - лишь одна из многих. Запоминающаяся работа - "Христос" (1918-1919) с дарственной надписью "Николаю Степановичу Гумелеву (так в оригинале. - М.С.) на память о нашей первой встрече в Париже. Береги Вас Бог, как садовник бережет розовый куст в саду".

Графика Гончаровой и Ларионова существует на пересечении разных влияний. Разворот фигуры, позиция правой руки, изгиб ладони в "Женском портрете" Гончаровой 10-х гг. отсылают к древнеегипетской стенописи. Ларионов посвящает один из своих рисунков "китайскому мастеру Кхан-т-кхе" и строит эту композицию в китайском духе. Но суть в том, что все эти - такие разноплановые - влияния были органически переработаны художниками. И они создавали работы, которые не укладываются в рамки влияний. Серия обнаженных написана Ларионовым белилами по оберточной бумаге: грубая фактура и грязный цвет материала приобретают приподнятый, праздничный характер вместе с белой гуашью. "Натюрморт с рюмкой" (к. 20-х - н. 30-х) нарисован по синей глянцевой японской бумаге, контур сосуда, фрукты, край стола намечены несколькими штрихами - это пространство насыщено цветом и притягательно. Виноград становится прозрачным, рыба - свежей, благодаря взаимодействию между темным полем листа и высветляющим рисунком. Несколько взмахов, и из антрацитовой бумаги выступают "Женщины с корзинами на голове" (20-30-е) Наталии Гончаровой. Так, в поиске отношений между глубоким фоном и легким рисунком снова сходятся интересы Ларионова и Гончаровой. Они вместе обращались к графике как таковой - исследованию отношений между полем листа и рисунком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
903
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1094
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
533
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
365

Другие новости