0
836
Газета Культура Интернет-версия

23.12.1999 00:00:00

Против течения банальности

Тэги: театр, пантомима, спектакль


ИРКУТСКИЙ театр пантомимы под руководством Валерия Шевченко дал четыре спектакля в Москве. Пластические этюды, собранные в целое под названием "Притчи Во..., или Экзерсисы банальной философии", созданы в интересном, редком жанре доброго фарса.

Представлявший иркутян Илья Рутберг, президент Российского центра пантомимы, справедливо отметил, что язык пантомимы особенно актуален в эпоху девальвации слова. Если к тому же пантомима делается "фанатами и трудоголиками", не только сумевшими выжить с 1986 года на правах частного театра, но и ежегодно проводить в Иркутске единственный в России фестиваль пантомимы "Мимолет", - то значение таких гастролей возрастает до незаурядного театрального события.

Те, кто знает искусство классиков пантомимы Марселя Марсо и Леонида Енгибарова, угадают корни меланхолических героев-чудиков, персонажей иркутского спектакля. Черные трико, востроносые башмаки, как у средневековых гистрионов, набеленные лица, взбитые высоко вверх шапки волос. Шевелюры легко превращаются в бороды, если ходить по сцене "мостиком" и надеть на опрокинутую вниз голову шляпу. А руки - морскими водорослями, колышущимися по ходу волны или против течения. Эта оппозиция - "со всеми вместе или против толпы" - одна из нескольких, осваиваемых иркутским театром. Есть еще "большое - малое", "чувство - бесчувствие", "целый мир - мир, распадающийся на осколки"... Оппозиции могут свободно обращаться в свою противоположность. И тот, кто ставил возвышенному соседу палки в колеса, вдруг сам начинает рваться в поднебесье. Человек, ловящий что-то сачком, может поймать самого себя.

"Притчи..." - спектакль полутонов и о полутонах. Об умении не только смотреть, но и видеть. О восприятии жизни, когда мир сквозь зеленое бутылочное стекло - уже океан, а самое большое зло - это реакция одного человека на другого только как на внешний механический раздражитель.

Актеры из Иркутска так работают с реальными и воображаемыми предметами, так осваивают трех китов пантомимы - позу, жест и движение, что увлекают взрослого зрителя словно малого ребенка. Да так, что зритель с открытым ртом следит за детскими мячами: как унести их с собой, если мячей - три, а руки - две. Смотрит, как девочка старательно и любовно заворачивает стеклянную банку в тряпицу, чтобы тут же с остервенением расколотить ее молотком. Сопереживает художнику: он больше не может писать картины, потому что рука не слушается его, превращаясь в неповоротливую "золотую" махину, отдающую звуками падающих монет. Или присутствует при таинстве другой живописи, когда двое - он и она - рисуют лица партнера тонкой акварельной кисточкой, но теряют друг друга, когда им приносят для ускорения процесса здоровенную малярную кисть...

Предупреждая возможные упреки в насаждении вечных, а потому раздражающих истин, Валерий Шевченко и его артисты назвали спектакль "экзерсисами банальной философии". Но "Притчи Во..." - скорее протест против современных равнодушных трюизмов. Ведь человек на самом деле (и не только в иркутской пантомиме) ломает все, к чему прикасается, - цветок, бабочку, мир. И самая "банальная философия" наших дней - не замечать этого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1149
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
585
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3217
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2537

Другие новости