0
2191
Газета Культура Интернет-версия

01.02.2000 00:00:00

"Усилие во времени" Олеси Фокиной

Тэги: кино, Фокина, фильм


ТОЛЬКО-ТОЛЬКО улеглись страсти вокруг документального фильма Олеси Фокиной "Избранник" о жизни Александра Исаевича Солженицына. Фокина резко меняет "тему" и на днях готова представить на суд публики новую картину. 3 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина состоится показ ленты "Доктор", рассказывающей о ежедневном подвиге нейрохирурга Александра Николаевича Коновалова, возглавляющего Институт нейрохирургии имени Бурденко. Одним из лучших фильмов режиссера был фильм о философе Мерабе Мамардашвили. О нем Олеся может говорить бесконечно долго: "После знакомства с Мерабом уже невозможно жить, как прежде, - говорит она. - Он говорил: "Жизнь есть усилие во времени".

"Ситуация с документальным кино сегодня сложилась драматическая, - говорит Олеся. - Страну уткнули в чан с помоями под названием телевидение, поставив нас перед фактом. И каждый вечер в час назначенный мы добровольно их хлебаем. Недавно не выдержала, выплеснула эмоции мужу: "Я отказываюсь в этом участвовать и портить вкус ребенка. Давай выкинем телевизор". Хожу по кабинетам влиятельных особ на ТВ, которые держат "рынок сбыта", и наталкиваюсь на одно и то же: "То, что вы придумали, прекрасно, но денег нет". Почему-то наши телевладыки считают, что деньги телевидения едва ли не их собственность и при любом раскладе должны осесть у них или у их подельщиков. Знаменитая фраза "Это не то, что нужно зрителю", меня приводит в ярость, хочется их спросить: "А кто вам сказал, что бесконечная стрельба, брань, дурной русский с якобы американской интонацией и засилье Эллочек-людоедок, это и есть то самое, что нужно зрителю?" Я не тусовочный человек, играю не по правилам. Меня вычеркивают. Но как же с этим мириться? Как-то ведь надо противостоять злу - хотя бы показывать людей, знающих, как это делать, - вопреки среде и правилам. То, что вы все-таки видите плоды моих трудов, - во многом заслуга мужа. Он не только любит меня, но и понимает то, чем я занимаюсь. Он терпит меня 13 лет и по мере сил добывает деньги на мое кино. После картины о Коновалове муж сказал: "Все. Круг людей, которые давали мне в долг, замкнулся".

- Что же делать дальше, Олеся? Не снимать "хорошее кино"?

- Конечно снимать. Иногда находятся люди, которые мне помогают из любви к искусству. Вот Сергей Ястржембский убедил руководство ТВЦ помочь мне закончить фильм и дать эфирное время на показ "Доктора", за что ТВЦ получил право премьерного показа (Несмотря на то что Ястржембский уходит с канала ТВЦ, премьера вроде бы состоится в срок. - А.П..) Сейчас я занимаюсь поиском спонсора, который поможет мне вернуть долги тем частным лицам, которые финансировали производство фильма. Сразу после премьеры фильма в Доме кино директор Музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев предложил устроить в музее совместно с Институтом имени Бурденко благотворительный вечер с показом моего фильма. Как только я найду спонсоров, картина будет показана.

- Вы снимали картины о скульпторе Вадиме Сидуре, Мерабе Мамардашвили, Александре Исаевиче Солженицыне и вот теперь - о нейрохирурге Александре Коновалове. По какому принципу вы отбираете своих героев?

- Уже давно я задумала свой "сад камней" - серию фильмов, посвященных ярким личностям, - столпам человечества. Главный принцип отбора героев - люди, которые вопреки всему продолжают сохранять "вертикальное положение спины", держат осанку и никогда не теряют чувства собственного достоинства. "Самостояние" человека и есть моя главная тема.

Четырехлетняя работа над фильмом о Солженицыне меня изрядно вымотала. Душа просилась на "выпас". Как ни странно, "заливными лугами" оказался Институт нейрохирургии имени Бурденко. Судьба как-то незаметно вела меня к этому герою. Моя первая картина - "Посвящение" - рассказывает о Натане Эфросе, артисте, друге моего деда Феодосия Григорьевича Мащенко. В доме Эфросов, во дворе Института нейрохирургии, я провела много счастливых дней своего детства и юности, а слово "нейрохирург" узнала от человека, который вошел в жизнь, как моя первая любовь. Он был хирург и аспирант Коновалова. Весной 1999 года я бесцельно бродила по местам своего детства, заглядывая зачем-то в окно Эфросов, которых нет на свете уже 15 лет, да и сам дом их, как я вдруг тогда заметила, стал частью нового огромного институтского комплекса. Внезапно всплыло в памяти лицо Коновалова, которого в те незапамятные времена показал мне мой друг. Как оказалось, это прекрасное лицо я помнила всю жизнь. Без всякой цели я вошла в новое здание института. Через полгода фильм "Доктор" был закончен.

Поначалу Александр Николаевич отказался сниматься в фильме, но потом, как мне кажется, доверился режиссерской интуиции и... согласился. Я старалась лишний раз ему не попадаться на глаза, просто ходила по институту, без камеры. Постепенно меня захватила удивительная атмосфера института. В самом воздухе - напряжение. Здесь разыгрываются подлинные драмы, происходят глубоко сокровенные события. Перед глазами - прекрасные лица докторов. Филатов, Сербиненко, Потапов, Элиава. Доктор Коновалов оперирует сложнейшие опухоли мозга, спас десятки тысяч жизней. При этом он как-то тихо, без крика руководит огромным коллективом. Я никогда не видела, чтобы руководителя так уважали и любили все - от уборщицы до коллег-академиков. Сегодня коллеги Коновалова признают Институт имени Бурденко едва ли не лучшим научным и медицинским центром нейрохирургии в мире.

- Были ли моменты, которые вас особенно потрясли во время съемок "Доктора"?

- Всплывают в памяти отдельные картины, которые врезались в память. В приемной Коновалова всегда топчутся какие-то ходоки. Прослышав про него, со всего света едут люди. Но тот, кто хоть один день провел рядом с ним, знает, чего это стоит доктору Коновалову. Две-три операции каждый день, сложнейшие, других не бывает. В короткие промежутки - наплыв людей и проблем, на нем - институт. А надо выкроить хоть 15 минут на обед, ведь впереди еще операция. И так - до ночи. По пути в операционную Коновалов на секунду задерживается у стола секретаря - подписать документы. Затылком почувствовав взгляд, резко оглядывается. В дверях - крестьянского вида молодой мужчина. Рыдая, он внезапно рушится на колени и, прижимая рентгеновский снимок к груди, на коленях ползет к Коновалову. "Доктор, спасите сына!" Александр Николаевич просит его подняться. "Мне трудно повторять то, что я уже вам говорил. К сожалению, я бессилен. Слишком поздно. Оперировать вашего мальчика уже нельзя. Увозите его домой". - "Но что же теперь делать?" - взывает мужчина, по-прежнему стоя на коленях. - "То же, что и каждому из нас. Прожить свою жизнь и судьбу". Коновалов встает и, слегка дотронувшись до его плеча, идет к лифту - его ждут в операционной. Такие лица смотрят на нас с икон.

А вот еще один моментальный снимок. В разгар съемок узнаю, что моя мама серьезно больна, предстоит операция. Не по ведомству Коновалова. "Чем помочь?" - обычный вопрос Александра Николаевича. - "Спасибо. Все уже организовали. На днях операция". И через день у лифта, мельком: "Ну как мама?" - "Операцию пока откладывают, покраснела рука". И ни слова больше. На следующий же день - и снова на бегу - Коновалов присаживается на краешек стула и начинает что-то чертить, а затем протягивает мне бумажку: "Повезете маму на консультацию к моему другу-профессору. Он ждет вас завтра в час. Чтобы вы не заплутали, я начертил, как найти его клинику. Сразу за вторым светофором направо, не ошибитесь - за вторым". Эту бумажку я до сих пор держу в кармане как талисман.

- Каковы ваши ближайшие творческие планы?

- Поступило предложение из Германии показать "Доктора" на Лейпцигском фестивале. Хотелось бы закончить фильм о Тонино Гуэрро, которому скоро исполнится 80 лет. Тонино - человек Возрождения, случайно, как мне кажется, родившийся в XX веке. Хотелось бы, чтобы нашлись силы сделать фильм о любви.

- С момента выхода картины о Солженицыне прошло около года. Возвращаетесь ли вы мысленно к тем событиям?

- Александр Исаевич Солженицын - уникальный человек, и я преклоняюсь перед ним. Он провел огромную работу по восстановлению исторического сознания у русского человека. Отрицать или недооценивать это было бы недостойно. Солженицын стал для меня тем камнем, о который я споткнулась и задумалась о тысячах вещей, которые не давали покоя. Но по-человечески я понимаю ту панику и страх, которые, возможно, охватили моих главных героев перед показом им неизвестной картины. Возможно, они просто испугались, что я вынесу на публику то, что недозволительно делать человеку, прожившему с ними бок о бок три года. Накануне Нового года, поздно вечером мы с мужем подъехали к воротам дачи Солженицыных, что в Троице-Лыково. Мой сын очень любит это место, где провел большой кусок жизни среди сосен Александра Исаевича, играя с их любимой собакой Алтаем. Мы часто рассматриваем гербарии, которые ему помогал делать всегда внимательный к нам Степа Солженицын... И тогда сын спросил: "Почему мы больше с ними не встречаемся? Давай сходим к ним гости". Что я могла ему ответить? Наверное, это был первый вопрос сына, оставшийся без ответа. И, простояв у ворот минуту, мы поехали дальше. "Печальная повесть", как любила говорить Наталья Дмитриевна. Я не сделала ничего такого, за что мне было бы стыдно перед моими детьми.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1053
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
541
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3060
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2431

Другие новости