0
1333
Газета Культура Печатная версия

15.05.2001

Криминалка для девочек

Тэги: бодров, кино, дебют


бодров, кино, дебют

Режиссерский дебют Сергея Бодрова-младшего состоялся. Открытием нового имени в режиссуре и шедевром "Сестер" не назовешь. Хотя в фильме есть обаяние и искренность интонаций, благодаря которым "Сестер" будут скорее всего с удовольствием смотреть.

Стремление к созданию самостоятельного кино уживается у Сергея Бодрова-режиссера с прагматическим расчетом. Сам замысел дебютной картины подразумевает подстраховку. Ведь после "Брата" и "Брата-2" проект под рифмующимся названием "Сестры" заведомо обещает вызвать интерес и попасть в ту же волну успеха.

Криминальный сюжет содержит в себе и увлеченное подражательство, и вполне оригинальные оттенки. Вместо брутальных сугубо мужских разборок, где взрослые люди преследуют взрослых людей, в "Сестрах" мафиозные группировки охотятся за детьми, к тому же за девочками. Это придает ситуации щемящую пикантность, изначально усиливая общий драматизм. Если Данила у Балабанова выступал как неуязвимый юный супермен с русской душой, в "Сестрах" все события вращаются вокруг слабых. Они не мстители, а потенциальные жертвы. На их место может с легкостью поставить себя любой обыкновенный человек, что по-своему активизирует эмоциональное переживание событий. Вообще в нынешнюю эпоху в России, видимо, достаточно универсально ощущение агрессивности внешнего мира, "наезжающего" на частного, предельно незащищенного человека. Оно ассоциируется не только с бандитскими разборками, но с основным принципом отношений в социуме. И Сергею Бодрову удается искренне и достоверно передать эту экстремальную атмосферу. Она, в сущности, и держит напряжение даже тогда, когда ни сценарий, ни актерская работа этому не способствуют.

В то же время режиссер никак не решит на протяжении всего фильма, что он все-таки снимает - криминальную сказку или криминальную драму. Лакировка избранной тематики перемежается рецидивами суровой "правды" и жестокости. Новые витки конфликта то и дело разрешаются вне экранной жизни - нервы зрителя режиссер иногда даже слишком щадит. Спасаясь от бандитов, сестрички Света (Оксана Акиньшина) и Дина (Катя Горина) бегут за город, где попадают в цыганское семейство. Чего там только не могло произойти с двумя девочками! Все-таки они и "сексуальные объекты", и дети бандита (то есть богатого человека), и конкуренты в попрошайничестве. Но современные прозаические цыгане, промышляющие в электричках и на станциях, показаны идиллически, прямо как у романтиков XIX столетия. Только чумазые слегка - а так вполне приличные люди и бедствующих детей готовы как родных приобщить к своему "бизнесу".

Правда, девочек уже разыскивают через милицию и потенциальные похитители, и ближайшие родственники. Цыганский мальчишка подходит к ментам разобраться, что им нужно от Светы и Дины. После этого героини оказываются в участке милиции. Что произошло во время разговора? Цыганенок сдал или продал своих новеньких соратниц? Менты его обманули? Девочки решили сдаться в милицию сами? Причины выбора и сам процесс вхождения в контакт с милицией в "Сестрах" не показаны. Один из ментов решает не отдавать Свету и Дину уже подъехавшим бандитам и платит за это собственной жизнью. Однако что это было - героический поступок или попытка заработать денег у родителей девочек - остается печальной загадкой. Монтаж торопится продвинуть действие вперед, но досадно гасит все моменты эмоционального напряжения и обходит стороной кульминации. А заодно не посвящает зрителя в логику поведения персонажей, которые из-за этого никак не могут внятно проявить свою человеческую сущность.

Самое слабое звено картины - прорисовка человеческих образов. Из всех действующих лиц только по-мальчишески несентиментальная в общении, зато наивно эротичная в мечтах Света и женственно капризная малышка Дина смотрятся как вполне понятные, живые люди. К их душевному миру режиссер отнесся внимательно. Кроме них да еще пьяницы-татарина в матером исполнении Александра Баширова, все остальные скорее представляют функции сюжета, нежели самостоятельные фигуры. Из персонажей второго плана некая личность брезжит только в герое Андрея Краско (приятель отца Дины), уже примелькавшегося благодаря телесериалам. Еще запоминается бледное и утомленное, очень интеллигентное лицо безжалостного бандита в исполнении Кирилла Пирогова (того самого, чей персонаж в "Брате-2" работал в ленинско-революционном музее). Но внутренняя жизнь, настроения, преследуемые цели даже и у этих действующих лиц почти не просматриваются. О родителях и родственниках главных героинь говорить вообще не приходится. Особенно жалко, что, пригласив на роль бабушки незаурядную актрису Татьяну Ткач (когда-то сыгравшую подругу Чарноты в фильме "Бег" по Булгакову), Сергей Бодров режиссерски как бы не заметил ее присутствия в картине. Открывать новые взрослые актерские индивидуальности или давать возможность зрителю вспомнить тех, кто некогда был популярен, фильм явно не стремится.

В результате взрослый мир выступает как некое смутное враждебное пространство, в представителей которого вглядываться некогда - от них детям правильнее сразу бежать без оглядки. Сергей Бодров вносит свою лепту в постсоветский образ детства. Оно тождественно бездомности, беззащитности, отчуждению от семьи, одиночеству. Оно учит выживать. Света ходит на тренировки по стрельбе и стреляет без промаха - правда, пока что только в тире. Сергей Бодров не рискнул шокировать публику образом девочки, убивающей настоящих людей. Однако все шло к тому, что убивать может стать необходимым - для самозащиты. "Сестер" можно назвать более мягким, бледным и сентиментальным вариантом "Брата" - для маленьких детей и девочек-тинейджерок, которые еще не готовы встретиться лицом к лицу с суровой реальностью современного российского криминала.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


На Афоне восприняли фильм "Матильда" как попытку скомпрометировать и деканонизировать Николая II

На Афоне восприняли фильм "Матильда" как попытку скомпрометировать и деканонизировать Николая II


0
562
Музыка связала

Музыка связала

Наталия Григорьева

Британец Эдгар Райт покоряет США с гангстерским мюзиклом «Малыш на драйве»

0
506
На XXV фестивале российского кино "Окно в Европу" наградили победителей

На XXV фестивале российского кино "Окно в Европу" наградили победителей

0
647
Люк Бессон вернулся в космос

Люк Бессон вернулся в космос

Наталия Григорьева

Одного из пришельцев сыграла американская поп-звезда Рианна

0
5479

Другие новости

24smi.org
Загрузка...