0
950
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2001 00:00:00

Глубокое декольте на морозе

Тэги: фестиваль, хореография, цех


Почему российская "платформа" международного смотра contemporary dance называется "Цех"? Слово многое обнимает. Индустриальный пейзаж, милый нынешним творцам. Дух современного творчества. Механизм функционирования крупного французского фестиваля, для которого и заваривалась каша. По всей Европе ежегодно проходят подобные "платформы", где отбирается лучшее - для чего самолично приезжает французский директор. Потом это лучшее едет в "сборочный цех" - в парижский пригород Баньоле, где стыкуется с себе подобными на "Международных хореографических встречах".

Куратор "Цеха" - Саша Пепеляев, победитель одного из парижских фестивалей, глава московского "Кинетического театра" и ярый борец с тем, что он называет "российской вялотекущей монополией классического балета". Спектакли отбирал экспертный совет с участием Д.А. Пригова. Главным при отборе было подчеркнуть отличие от ансамблей типа "радуга" и "рассвет". Из сорока заявок к фестивалю допустили двадцать: пять российских городов, Гомель и Киев.

Хитрые организаторы заранее оговорили требования: "Европейский подход к формальной стороне сценического действа... и российская ментальность, основанная на разнообразии контекстов и образов, создающих смысловую нагрузку". То есть если зрелище крепко собрано, но вроде как "ни о чем" - это европейский подход, а если любимая в "Цеху" "свободная форма" разваливается на глазах изумленной публики - это не главное. Главное - смысловая нагрузка. Самодеятельные группы соседствовали с профессионалами, десятиминутные номера - с большими спектаклями. Зато царила Концепция.

...В помещении Театра наций стоял собачий холод. Несчастные танцовщики, вынужденные по замыслу пребывать в майках с глубокими декольте или в трусах (а то и без оных), массами подхватывали насморк. Здание, забитое нестругаными досками, голыми лампочками, артериями некрашеных труб и испачканными стремянками, напоминало стройплощадку. Как и мечталось "Цеху" - никакого привычного театрального антуража. Разве что сцена, зал - и масса собственных условностей, не отменивших, как полагают "цеховики", традиционную театральную условность, а просто предполагающих взгляд с другого бока.

В одной статье невозможно даже перечислить названия 25 спектаклей-участников, не то что их описать. Стиль большинства опусов можно обозначить как "постсюртрансавангардмодерн". Главный постановочный принцип: чем сильнее ты внешне закомплексован, тем больше свободен внутренне. Или наоборот. Акцент организаторов на слове "театр" в словосочетании "театр танца" оправдан не только свободой выбора, но и качеством движения многих участников. Не дай Бог, чтоб они танцевали.

Другое слово в названии фестиваля - "хореография" - это художественная провокация, принципиальная обманка. О хореографии как феномене говорить почти не приходится - для этого не было внятного танцевального высказывания. Был абсурдистский текст плюс физическое действие. (Любимый жест многих постановок - берешь свою или чужую голову в руки и с хрустом поворачиваешь.) Был иррациональный, но в то же время - зри парадокс! - интеллектуальный коллаж: подробное (иногда хотелось убить) смакование актерами своих телесных ощущений, мало предполагающих зрителя вообще, неизбежный стеб и боязнь утверждения, все равно какого. Тело тут не щадили. Его посыпали мукой, поливали водой, облепляли старыми газетами, красили. Швыряли, гнули, развинчивали и долго били. Тело ясно показывало, что именно оно, а вовсе не глаза, - зеркало души и барометр жизни.

Вне конкурса прошли выступления двух иностранных групп: финской "Aurinkobaletti" и компании Анук ван Дайк из Нидерландов. Зрелище финнов "Летатель вниз головой" в постановке все того же Пепеляева выглядело, как если бы группа добрых полунинских Асисяев коллективно спятила, но доброта осталась. Голландцы же со свойственной западу структурированностью превратили спектакль "Чужой" в красивый урок профессионального владения телом и техникой современного танца.

Судя по всему, из России в Баньоле не поедет никто. А должна бы прежде всего поехать "Тихая жизнь с селедками" Татьяны Багановой (екатеринбургская труппа "Провинциальные танцы"). Здесь разрабатывается остроумная и к тому же модно феминистическая идея: мужчины - это селедки (как у Курехина Ленин был гриб). Женщины выращивают мужчин в садках, чистят, делают из них винегрет, украшают петрушкой и съедают.

Могли бы (но не возьмут) взять для Баньоле пепеляевскую "Амальгаму" - о подростковой агрессивности и его же "Там, где никогда не отцветает жасмин". Знаете, где жасмин не отцветает никогда? В белой горячке. Спектакль сделан по мотивам великой книги "Москва-Петушки". Слегка приглянулись комиссии челябинские "Лица.ru" с провинциальной экзотикой и непристойными частушками.

Не приглянулась совсем российская разудалая "Свадебка": Стравинский, девочки в пубертатном периоде, школа танца Николая Огрызкова. А чрезвычайно артистичный Василий Ющенко со своим "Портретом" додразнил терпеливых иностранцев до ручки: не надо было час с лишним (это еще сокращенный вариант!) играть на дудочке.

Заключительный этап фестиваля пройдет в мае-июне 2002 года. Правда, победителей не будет. В самом деле. Если столько говорено, что современное искусство не предполагает градаций "плохое-среднее-хорошее", а есть лишь обмен опытом - то как судить и судьи кто? Отныне участники фестиваля будут обходиться без денежного приза. Главное - не победа, а участие. С опытом в обнимку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1845
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
885
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4444
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3457

Другие новости