0
9433
Газета Культура Интернет-версия

29.05.2003 00:00:00

Юрий Ильенко: "Никакой Полтавской битвы не было"

Тэги: ильенко, фильм, мазепа, кино


ильенко, фильм, мазепа, кино Юрий Ильенко решил ударить наотмашь.

- Юрий Герасимович, согласитесь, после просмотра "Молитвы" трудно отделаться от ощущения, что и в нынешних проблемах Украины виноваты одни "москали". На какого зрителя вы ориентировались, снимая свой эпатажный фильм?

- Сегодня надо быть безумцем, чтобы думать: а для какого зрителя я снимаю картину? Я человек прагматичный и понимаю, что такого массового зрителя, как это было на моей "Белой птице" - 35 миллионов или на "Легенде о княгине Ольге" - 70 миллионов зрителей, больше не будет. Зрителя давным-давно нет. Во всяком случае, у нас в Украине он не имеет зачастую возможности купить билет в кинотеатр: на дневной сеанс - 10 гривен, в хороший кинотеатр - 50 гривен. Скажите, каким надо быть идиотом, чтобы из своей зарплаты в 130 гривен заплатить приличную сумму за поход в кино с девушкой? И, наконец, в Украине сейчас где-то 50 кинотеатров - один на миллион зрителей... Сейчас нет иного пути для привлечения внимания, кроме как эпатаж и скандал. Я понимал: мой фильм взбесит многих, но я человек закаленный. Во всем постсоветском пространстве, вероятно, нет более дубленой шкуры, чем у Ильенко. Почти все мои картины в советской Украине запрещались.

- Вот почему решили замахнуться так, чтобы "стереть пыль с икон"...

- Я не замахнулся, я ударил наотмашь. Расчет был точным: "Молитву" показали на сочинском "Кинотавре", в официальной программе на Берлинском кинофестивале. Я сказал то, что хотел: Европа знает Варфоломеевскую ночь, когда в Париже погибли 400 гугенотов, а о резне в Батурине, столице гетмана Мазепы, не знает ничего. А ведь там было уничтожено 15 тысяч жителей по приказу князя Меншикова, любовника Петра I. На раскопках Батурина не нашли ни одного скелета, потому что все жители были вырезаны, распяты, прикреплены к плотам и пущены по водам Сейма, Десны и Днепра для запугивания.

Этот ужас парализовал войска, которые шли с Мазепой на соединение со шведским королем Карлом. Солдаты дрогнули - и отвернулись от гетмана. С ним остались всего два полка: его охрана и соединение запорожских казаков под командованием Костя Гордиенко, который всю жизнь был врагом Мазепы. В той "реке мертвых", между прочим, плыли и мои предки. И вы хотите, чтобы я, украинец, любил Петра? Не Екатерина II уничтожила Запорожскую Сечь, а Петр I. Это исторический факт, который никто не хочет признавать. Да и Полтавской битвы, как ее описал гениальный арап Пушкин, безумно влюбленный в Петра, не было.

- И вы спустя 350 лет хотели отомстить истории, свести счеты с ней?

- Я хочу развенчать мифы. Московская анафема гетману адресована не одному пану Мазепе. Она перечеркнула гигантский исторический пласт культуры Украины, оставив ей несколько чумацких песен, шаровары и любовь к салу. Фильм встречен в штыки определенной частью российского и украинского общества, потому что вынес на поверхность факты, которые либо замалчивались, либо извращались. Единственный человек в мире, который имел право сказать, что его предал Мазепа, был Петр I, потому что он по-своему любил гетмана.

- У вас в "Молитве" Петр I - психопат и урод с нетрадиционной ориентацией. Зачем вам, крупному художнику, надо было пачкаться обо всю эту грязь?

- Я ничего не придумал, почитайте поздние записи Пушкина. Наконец, об этом прямо пишет Лев Толстой: "С Петра I начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живыми в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует".

- Вы сознательно поручили роль Петра I неизвестному дебютанту, а Мазепу сыграл мощный и колоритный Богдан Ступка. На его фоне Петр I смотрится просто жалкой личностью. Разве это достойно такого мастера, как вы?

- Масштабу Ступки в России может соответствовать один актер - Алексей Петренко, но на роль молодого Петра он не годился.

- А другим российским актерам вы предлагали сыграть Петра?

- Предлагал одному очень известному, но по понятным причинам он отказался.

- А насколько образ Мазепы в колоритном исполнении актера Ступки соответствует оригиналу?

- Сохранилась маленькая гравюра, где гетман изображен в латах. Было еще изображение на колоколе, но его уничтожили в 20-е годы. Был фильм режиссера Петрова, но там он создал карикатуру на Мазепу похлеще, чем я на Петра. Поэтому в "Молитве" Мазепу играют несколько актеров. Это как бы портрет-судьба, убегание от канонизации человека, который так и остался загадкой в истории. Это, кстати, одна из претензий украинских националистов, что я не создал икону. Они не увидели в моем Мазепе украинского "Медного всадника" и возмутились. На фильм выделили 10 миллионов гривен, но мы сняли за 7,5 миллиона гривен, это где-то 1,5 млн. долларов. Причем деньги поступали по частям, иногда и овса лошадям было не на что купить. Пришлось почти отказаться от компьютерной графики, наш художник Сергей Якутович все - иконы, фрески XVIII века - сделал своими руками.

- А может, особенно шокирующая сцена на могиле Мазепы появилась из-за моды? Не упустили случая показать "клубничку" или вас, простите, волнует эта тема?

- Один известный кинорежиссер, у которого я работал оператором, пытался сделать из меня гомика, но я этому не поддался. Но это, кстати, не помешало меня гнобить в "верхах". В юбилейном альбоме, выпущенном в 1976 году к 50-летию студии Довженко, об операторе, режиссере и сценаристе Юрии Ильенко нет ни единой строки. А ведь я к тому времени кроме "Теней забытых предков" с Параджановым снял как режиссер "Родник для жаждущей", "Вечера накануне Ивана Купала", "Белую птицу с черной отметиной". Щербицкий на дух не переносил Параджанова, он был притчей во языцех. Когда его посадили, заодно хотели выкинуть и меня. Директор студии Цветков, чтобы спасти меня, сказал: "Вступай в партию, членов партии не сажают, их сначала выгоняют".

- Неужели главный приз Международного Московского кинофестиваля, полученный вами за "Белую птицу с черной отметиной", не спасал от наездов "сверху"?

- Про "Белую птицу" на съезде Компартии Украины сказали, что более вредного фильма для молодежи нет. Впервые в советском кинематографе в качестве героя был показан бандеровец. Фильм был запрещен в Украине, и, чтобы спасти свою репутацию, первый секретарь партии Шелест собрал политбюро прямо в тон- студии Довженко, где был широкий формат, и заставил всех высказываться. После обсуждения я вышел в лавровом венке. Этого было достаточно, чтобы послать "Белую птицу" на Московский кинофестиваль вопреки запрету съезда. А тот запрет в те годы - это даже не анафема, покруче, потому что выбивал человека из профессии, отовсюду.

- Вы, конечно, не сомневались, что "Белая птица" принесет вам успех?

- В Москве, как всегда, все было расписано. Главный приз - Хейфецу за "Салют, Мария!", второй - итальянцу Дамиано Дамиани, который согласился только при этом условии привезти свой фильм "Следствие закончено, забудьте". Мы ни на что не рассчитывали. "Белую птицу" показывали в Большом Кремлевском дворце. Тогда кино любили. Народ, прослышав, что картина запрещена в Украине, валил валом. Я такого не видел даже на стадионе, когда играло киевское "Динамо". После просмотра овация была минут 15. Конечно, это было диссидентское голосование: вы - так, а мы - так. Ко мне подбежал Марк Донской: "Юра, золотая медаль твоя!"

Вечером в кулуарах узнаю, что Беата Тышкевич, член жюри, узнав о распределении наград, заявила, что если ничего не дадут Вайде, он в Москву ни ногой. У него был не лучший фильм "Березняк", но решили дать приз Вайде, Дамиано Дамиани и мне. "Салют, Мария!" с Адой Роговцевой в главной роли пролетел. Я выхожу на сцену за призом, мне шепчут: "Юра, только не открывай ящик, там ничего нет". Ящик был такой большой, красивый, я стал его рвать ногтями, чтобы открыть, пусть все видят, что там ничего нет. Не удалось. Для фото на память мне принесли какую-то бронзовую отливку, которая потом осталась у меня. Золотой медали я так и не получил. Видно, пошла кому-то из киноначальников на зубы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1860
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
890
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4470
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3475

Другие новости