0
2478
Газета Культура Печатная версия

11.11.2003

Борис Акимов: "Наша балетная школа по-прежнему самая сильная"

Тэги: акимов, академия, хореография

Московская академия хореографии, одно из старейших учебных заведений России, в эти дни отмечает 230-летие. История школы начинается с 1773 года, когда манифестом Екатерины Второй был создан московский Воспитательный дом, а при нем - танцевальный класс. За два с половиной века школа, существовавшая в режимах императорского балетного училища и советского техникума, пережила несколько переименований, попытку закрытия после революции 1917 года, испытывала творческие взлеты и административные падения, получала ордена и упреки в профессиональной стагнации, ссорилась и мирилась с Большим театром - и выпускала выдающихся артистов, чьи имена знают во всем мире. Накануне юбилея художественный руководитель академии Борис Акимов ответил на вопросы "НГ".

акимов, академия, хореография Бывший худрук балета Большого, а ныне – худрук Академии ореографии поставил на поток производство принцев и лебедей.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

-Борис Борисович, хоть у вас и праздник, но вопросы будут "рабочие". Балетные таланты, слава богу, в России не переводятся, но есть мнение, что в академии многое пора менять: устарели методика и содержание преподавания, у выпускников стопы (главный инструмент танцовщика) хуже, чем у западных танцовщиков, детей мало учат современному танцу...

- Нам есть что совершенствовать, не спорю. Но не будем изобретать велосипед. Традиции русской балетной педагогики фантастические, наша школа самая сильная, наших преподавателей за границей всегда ждут. Я вам так скажу: а почему западные танцовщики так не прыгают, как русские? И женщины, и мужчины? Они там все зажаты в координации, смотришь на них - и хочется разжать. Значит, за границей есть что-то свое хорошее, а у нас - свое. Я так думаю, что учитель делает ученика, а ученик - учителя. Если у ребенка стопа от природы хорошая, это видно сразу. Когда не идет природа у детей, нет талантливого материала - будь педагог трижды Ваганова, ничего не получится. Современный танец у нас, в академии, преподают, артистам его надо знать. Но классике не зря обучают восемь лет - она самая сложная. А модерн-данс на Западе осваивают за два-три года. Ну нельзя объять все, дети и так очень устают, целый день в школе, маленький организм небеспределен.

Я во Франции разговаривал с премьер-министром, так он говорит: "У нас остались одни современные труппы, надо что-то делать, я сам уже включился в борьбу за классический балет". Потому что катастрофа наступала - кроме Парижской оперы, нигде классику не танцевали. Везде своя специфика. На вопрос "Почему в Большом театре не танцуют Бежара?" я всегда отвечаю встречным вопросом: "А почему в труппе Бежара не танцуют "Баядерку"?"

- Раньше выпускники хореографического училища получали среднее специальное образование. Теперь артисты, если хотят, учатся дальше и получают диплом, в котором написано "Танцовщик с высшим образованием". А зачем?

- Дополнительные знания никому еще не помешали. А как вы думаете, не странно было, когда народный артист СССР писал в анкетах: "Окончил техникум". Какой-нибудь начальник анкету читал, и в разговоре наступала красноречивая пауза, на тебя глядели с недоумением: это что такое?

- Не так давно по телевидению прошел сериал о некоей балетной школе. Там все дамы-педагоги - стервы, орущие на детей, а будущие балерины - истерички со склонностью к садомазохизму: ради успехов в профессии и карьере они пойдут на все. Такое сложилось расхожее мнение о балетных школах.

- Все это надумано отчасти. На моем веку встречались и мягкие педагоги, и те, кто бросался скамейками и табуретками. Мой метод преподавания - добрый, а бывает, подойдешь к двери класса, и слышен крик. Ничего не поделаешь, каков характер, таков подход. Все люди разные. А вообще-то представления об артисте балета всегда утрированы. Нас часто спрашивают: у вас диета, кушать нельзя? Сложилось такое мнение, и это может попасть в кино: "Ты, Машенька, не ешь целый день, бедная ты, бедная". А балетные актеры еще как едят, и на ночь тоже, особенно после спектакля кушать хочется - ведь режим дня сдвинут.

- Но есть же документальный фильм про урок Людмилы Сахаровой, известного педагога из Перми: что она говорит и в каких децибелах - ужас какой-то! У ученицы на глазах слезы, губы дрожат, постоянный невроз, но балерина из нее получилась хорошая. И что, цель оправдывает средства?

- Это метод Сахаровой. Я при ней видел плачущую Надежду Павлову... Я не сторонник этого. У нас в академии таких педагогов нет.

- В прошлые годы среди сильных мира сего модно было отдавать в балет своих отпрысков. То внучка Фурцевой училась, то наследница семьи Горбачева... А как с этим сейчас?

- Ситуация сдвинулась в лучшую сторону. Телефонное право не процветает. Дети новых бизнесменов есть, конечно, но мы стараемся брать способных к балету.

- Почему звезды российского балета не преподают в Академии?

- Я говорил со многими из них. Не хотят. А за руку никого не возьмешь и не введешь в школу. Нервная работа, неблагодарная, копаться надо каждый день, огромное терпение иметь, долбить в одну точку, как дятел. Этим надо жить, надо гореть, педагогика - тоже творчество. Гораздо легче после театра пойти домой. Наши премьеры сегодня материально обеспечены, а в школе зарплата не очень, хотя мы все время стараемся ее увеличивать. На каком-то этапе произошло обесценивание преподавания. А ведь раньше было наоборот. Помню, в моей молодости театральные корифеи, закончив репетиции, гордо говорили: "Я пошел, у меня урок в школе". Для них это звучало очень весомо - иметь класс в училище, они работали за копейки, но интерес был.

- Сегодня конкурс в академию только среди девочек, а с набором мальчиков серьезные проблемы...

- У девочек конкурс очень большой, а мальчиков - да, к сожалению, мало: в прошлом году было на 20 мест 18 заявлений. Приходится делать доборы. Теперь дверь для приема в академию открыта круглый год. Если надо - быстро собирается комиссия, смотрит. При советской власти педагоги ездили по стране и отбирали способных детей вплоть до отдаленных сел. Теперь так не делают. В нашей прежней жизни было много хорошего, и жалко, что упустили. Стоит к этому вернуться - по школам пройтись, самим поискать детей, пойти в массы. Не всегда надо ждать их прихода.

Родители не хотят отдавать мальчиков в балет: время поменялось, престижность нашей профессии уже не та. Раньше артисты балета были у всех на виду, ездили за границу, когда никто не мог поехать. Теперь исключительность исчезла.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Полвека в научном строю военного ведомства страны

Полвека в научном строю военного ведомства страны

Петр Пасхальный

0
845
«Суворову равного» чествуют  не по-суворовски

«Суворову равного» чествуют не по-суворовски

Игорь Плугатарёв

Владимир Зуев

Достойно 175-летие генерала Михаила Скобелева отметили только на Рязанщине

0
2454
В Москве и Санкт-Петербурге пройдет международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva

В Москве и Санкт-Петербурге пройдет международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva

0
830
Насилие над Нобелевской премией по литературе

Насилие над Нобелевской премией по литературе

Андрей Мельников

Скандальная сексуальность и тенета коррупции – нет повести занятнее на свете

0
2500

Другие новости

Загрузка...
24smi.org