0
1588
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2004 00:00:00

Российский театр против eвропейского. Счет 5:5

Тэги: торунь, фестиваль, театр


Сказочный, готический Торунь, город пряников и Коперника, известен не только в Польше, но и во всей Европе благодаря ежегодному фестивалю «Контакт». На него с удовольствием приезжают испанские и английские театры, чехи, словаки, румыны и венгры, немцы и швейцарцы, турки и греки. Много бывших «наших»: литовцев, эстонцев. Чуть не каждый год фестиваль открывался свежим спектаклем Някрошюса. Здесь были Кристиан Лупа и Гжегож Яжина, Кристоф Марталер и Томас Остермейер, Петр Фоменко, Кама Гинкас, Валерий Фокин...

В этом году Россию представляли два театра. Солидный «Глобус» из Новосибирска с постановкой «Двойное непостоянство» Мариво получил Гран-при и приз за режиссуру Дмитрия Чернякова. Стильная, остроумно сделанная история двух отчаянно влюбленных, оказавшихся марионетками в умелых руках, наводит на мысль, насколько управляемы мы сами. Второй российский спектакль, заслуживший аж три премии, – «Красной ниткой» – совместный проект двух самых молодых «подвальных» московских театров: Центра современной драматургии и режиссуры Казанцева и Театра.doc. Это «другой театр», где ставят то, что не идет нигде.

«Красной ниткой» – режиссерский дебют молодого актера и композитора Владимира Панкова. Он сделан не по пьесе, а по старой прозе 80-х замечательного драматурга Александра Железцова. Эту вещь Железцов написал, поездив с фольклорной экспедицией по нищей российской деревне. Откуда название? По народному поверью, если связать покойнику ноги красной ниткой, потом ею можно сводить бородавки. При советской власти текст был «непечатным», и его бы не вспомнили, если б не тяга Театра.doc к сюжетам из подлинной жизни. Персонажи «Красной ниткой» – не уголовники и проститутки, а просто люди, битые жизнью и властью старики и их вечно поддатые внуки, без ножа не выходящие из дому. Спектакль, как вы понимаете, не из веселых, много сленга и мата. И даже немотивированное убийство – по пьяни. Если б не музыка, не прекрасный фольклор, исполняемый «Пан-квартетом», не сногсшибательная актриса Ольга Лапшина, мог получиться «черный ужас». Зачем наша дикость цивилизованным европейцам? Однако эффект нашего «российского мифа», где по традиции древних греков есть Хор – голос народа, был как от разорвавшейся бомбы. Вместе с «Антигоной» из Румынии, «Медеей» из Венгрии и испанской «Электрой» он подтвердил: трагедия как жанр жизни – вечна. Только из частной истории она стала историей народа. Древние греки боролись с волей богов и... проигрывали. Россия борется сама с собой.

Про борьбу был и литовский спектакль Оскараса Коршуноваса «Ромео и Юлия». Только шекспировское противостояние двух знатных семейств, Монтекки и Капулетти, свелось к изобретательной грубой игре, кухонной распре. И слуги, и хозяева, бок о бок месят тесто, катают из него колбаски-фаллосы, «залепляют» в физиономию. Восхитительная сценография Эгле Миколёните (тоже получившей награду) не спасла Коршуноваса. Блестяще начав Шекспира как комедию, он смешил и развлекал и лишь в финале взял трагическую ноту. Ромео и Юлия, не аристократические отпрыски, а обыкновенные пацан и пацанка, только в Смерти становятся прекрасны.

Смерть, можно сказать, стала главным действующим лицом фестиваля. «В расход!» Тадеуша Ружевича (Люблин, театр «Провизориум и компания «Театр») – солдатский взгляд на войну (Ружевич сам воевал в Армии Крайовой). Солдатский – значит, вши, грязь, натертые ноги, мечта наесться досыта. Комическое и трагическое в одном флаконе. Хоть Ружевич и живой классик, а ветераны клюют его за эту пьесу уже 25 лет. Смертью, точнее, самоубийством, кончается и спектакль театра «Ванемуйне» «Роберто Зукко» молодого эстонского режиссера Тийта Ойасоо (вторая премия и актерский приз главному исполнителю Тамбету Туйску). Самоубийство и в спектакле из Белграда «Америка, часть 2» по пьесе Биляны Срблянович. Ее герой, эмигрировавший в Штаты и добившийся прекрасного положения, переживает отчаяние, одиночество и, как Анна Каренина, бросается под поезд.

Трудно вспомнить фестивальный спектакль, где никого бы не убивали. В «Чайке» Чехова стреляется Треплев. Русский театр из Риги привез «Чайку» в дорогущей постановке Штайна (приз критики). Мировая звезда Петер Штайн удивил труппу, пригласив на главные роли московских актеров (Елену Стародуб, Анатолия Лобоцкого и других), впрочем, хорошо сыгравших. Зрителя он пытался гипнотизировать сорокаметровым экраном, изображавшим динамические пейзажи. Всходила луна, трепетало озеро, сверкали молнии, отражая чувства героев и перипетии сюжета. Подстреленной Чайкой оказалась не Нина, а Треплев (хорошая роль Ивана Шибанова). Похоже, Нина будет большой актрисой, как говорила Косте. А он – подранок, ему не выстоять в жизни.

Из десяти наград пять уехали в Россию. Основную ставку «Контакт» сделал на молодых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
857
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1153
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
902
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
739

Другие новости