0
1088
Газета Культура Интернет-версия

13.10.2004 00:00:00

Грустная участь мелодрамы

Тэги: астрахан, фильм


астрахан, фильм Непроста любовь сына миллионера и бомжихи...
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Для тех, кто любит снимать кино быстро и с наименьшими потерями, жанр мелодрамы чрезвычайно удобен. Здесь не нужна жесткая выверенность сюжета, как, скажем, в детективе. Здесь не нужна детальная разработка характеров, как, например, в драме. Здесь тем более не надо потеть, чтобы наиболее достоверно донести страсти, как в трагедии. В принципе мелодрама может ограничиться дрожанием губ, бровками домиком, усиленной работой слезных желез персонажей, неограниченно длинной цепочкой «я тебя люблю – ты меня не любишь – я ушел к другой – ты передумала – было уже поздно» (звенья цепочки можно менять местами) и неоправданными романтическими поступками героев. Это, разумеется, схема, но для затравки сойдет.

Если на эту схему нанизать размышления о смысле жизни и о природе вещей, а концовку сделать не по-мелодрамьи печальной, получится смелая попытка придать мелодраме философское звучание. Это и попытался сделать Дмитрий Астрахан в своем новом фильме «Темная ночь».

Сын миллионера Саша, заканчивающий школу и по наущению родителей собравшийся поступать в некую престижную академию, ссорится с родителями и уходит в темную ночь. Там он встречает ровесницу – бомжеватую, шлюховатую, но очень хорошенькую Машу, в которую успевает влюбиться, собраться вместе плыть куда-то на барже вместо престижной академии, избавить ее от фригидности, повидать жизнь московского «дна», потом повстречать в ночи пьяного папу и, послушав его монолог о загубленной жизни, убедиться, что миллионеры – тоже отчасти люди, вспомнить про беременную от него подружку-одноклассницу и вернуться домой, чтобы слегка обновленным продолжить запрограммированное счастье. Все эти ночные перипетии сдобрены Cашиным же закадровым голосом, регулярно объясняющим зрителю причины своих необъяснимых поступков. А лейтмотивом проходящая песня «Темная ночь» вроде призвана ткнуть нас носом в нынешнюю нравственную грязь и напомнить, что «были люди в наше время, богатыри – не вы». Хотя, кроме раздражения, эта песня здесь ничего не вызывает – слишком неуместна, слишком диссонирует словами с мелодраматическим мелкотемьем.

Если бы Астрахан, как бывало раньше, замахнулся на классическую слезливую мелодраму, не было бы и предмета для разговора. С тех пор как появился его фильм «Все будет хорошо» и эти слова стали слоганом его последующих картин, Астрахан довольно жестко придерживался этого немудреного и такого милого сердцу любого обывателя творческого кредо. Все его фильмы несли на себе печать трогательной упрощенной морали: будьте нравственны, и счастье вас не отпустит. Но Дмитрий Астрахан, не удовлетворенный, очевидно, своей мело-нравственной поэтикой, решил не останавливаться на достигнутом. Он принялся разбавлять слезливую мелодраму философско-нравственными сентенциями.

Мелодрама – хорошо. Философская сказка – отлично. Если ты умеешь их соединить воедино – ты почти гений. Астрахан попытался стать гением – но не вышло. Силенок не хватило впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Режиссер попробовал сделать сугубую мелодраму на фоне нашей сугубой действительности, снабдив все это размышлениями о смысле жизни. Зачем? И зачем, кстати, надо было брать непрофессиональных актеров на главные роли? Чемпион Европы по борьбе без правил Андрей Семенов и VJ одного из телеканалов Елена Крестинина настолько скверно играют, что и бровки домиком, и полные слез глаза, и крепкие прощальные объятия напоминают утренник в детском саду и умилительно-неловкие попытки зайчиков, белочек и снежинок говорить с выражением. Похоже, что Астрахан, когда-то начинавший как театральный режиссер, вдруг вспомнил свое театральное прошлое и с перепугу заставил актеров (если их можно так назвать) играть по системе Станиславского. Но что хорошо в театре, то в кино – смерть. «Актеры» играют преувеличенно увлеченно, словно решив ногой вышибить дверь в театр и умереть в нем, не догадываясь, что они в кино.

Да, и похоже, верный друг и соратник Астрахана сценарист Олег Данилов решил, что Бог с ним, с сюжетным строем, как-нибудь и так выкарабкаемся. А получилось, что сценарная основа провалилась с самого начала, словно драматург сразу же махнул на нее рукой, диалоги просто страшно слушать – настолько они нежизненны, сюжетные перипетии моментами заставляют вспоминать собственные страшные сны, у которых – ни внятного объяснения, ни толкового оправдания.

Ну почему словечка в простоте не скажешь? Почему даже такой невинный жанр, как мелодрама, перестал устраивать?

Нам когда-то очень долго объясняли, что пустое, ничего не значащее с точки зрения идеологии кино – прерогатива Голливуда. Вот пусть, дескать, они и снимают безыдейные мелодрамы, вышибающие слезу у заплывшего нравственным жиром американского зрителя. Потом советское кино быстренько переняло голливудские лекала и стало снимать свое, слезовышибающее, с сильным налетом советской идеологии кино. Оно всех устраивало.

Да и по сей день устраивало бы, если бы не стали некоторые наши режиссеры комплексовать по поводу отсутствия в их картинах философообразующего начала. Если бы продолжал Астрахан снимать а-ля «Все будет хорошо» – так и все было бы хорошо. Но когда ни к селу ни к городу в мелодраматическую ткань начинают вплетаться размышления о смысле жизни (озвученные в основном закадровым голосом главного героя), становится так жаль режиссера, хочется погладить его по голове и сказать: «Не надо комплексовать, не надо рефлектировать, просто делай то, что умеешь. Полно дурачиться».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1776
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1838
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1489
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1253

Другие новости