0
1028
Газета Культура Интернет-версия

27.09.2005 00:00:00

Прима на испытательном полигоне

Ирина Губская

Об авторе: Ирина Губская - балетный критик.

Тэги: вишнева, лебединое озеро, мариинский театр


Наконец, потому что балерина и этот балет Мариинки совмещались во времени и пространстве с большим трудом. Против были «не лебединые» фактура, танцевальные и актерские данные Вишневой. За – характер примы и место этого балета в репертуаре.

Во-первых, как звезде мирового балета Вишневой вроде бы неловко обойтись в репертуаре только петербургской «Баядеркой», даже не попытавшись посягнуть на символ всего русского балетного театра. Во-вторых, «Лебединое» в Мариинке в последние годы как-то незаметно утвердилось в статусе испытательного полигона. Именно в нем происходит большинство дебютов перспективных и не очень неофиток. Это ведь на «Сильфиду» сложно заманить зрителя, не объявив в ней кого-то из суперзвезд, а на «Лебединое» – такая уж у него репутация – будут проданы билеты независимо от состава исполнителей. Из состоявшихся артисток театра его танцуют все кому не лень, независимо от внешних и танцевальных данных. А Вишнева вообще единственная прима-балерина, которая в этом спектакле ни разу не танцевала.

За рубежом Диана Вишнева станцевала «Лебединое озеро» уже не однажды и не в одной постановке. Отзывы получила благоприятные, почти восторженные. Возможно, это и побудило Валерия Гергиева форсировать ситуацию, определив дебют Вишневой в «Лебедином» именно на открытие сезона. Хотя при том внимании, каким обычно удостаивает руководитель Мариинского театра балетную часть, больше похоже, что ему требовалось событие – неважно, насколько подготовленное и оправданное художественно: дебют Вишневой должен был в экстренном порядке увеличить количество «лебединых» звезд. Кстати, усилить значимость этого события собственным присутствием у Гергиева времени не нашлось. Или же его моментами вспыхивающий интерес к балету не заходит настолько далеко.

Спектакль получился двойственным – в полном соответствии с «двойной» балеринской ролью. Пока появление Одетты или па де де Одиллии лишь ожидались – это был типичный спектакль Вишневой: подтянутый и оживленный кордебалет; демонстрирующие лучшее, на что способны, солисты; атмосфера театрального праздника. Так прошли первая картина и часть третьей. Если бы героем этого «Лебединого» оставался принц Игоря Колба! Но появление балерины внесло смятение в ход спектакля, словно потерялась нить повествования, и связный рассказ сменился беспорядочным набором слов. Лебеди почему-то начали усиленно топотать и сбиваться. Сама Вишнева выглядела так, словно не хотела никого повторять, но и своего решения роли придумать не успела. К тому же Одетту больше Ротбарда губила резкая пластика, ни о кантилене танца, ни о певучей гибкости движений речь не шла. Еще и с музыкальной частью спектаклю в этот раз не повезло: оркестр то фальшивил, то сбивал темпы, а в основном навевал дремоту. Когда дело дошло до Одиллии, можно было ожидать, что Вишнева наконец расслабится и блеснет знаменитым темпераментом и артистичной техникой. Но вместо роковой красавицы появилась барышня с набором старательных и однообразных гримасок, а технические трюки – казалось, что Вишнева даже готова открутить на десяток фуэте больше положенного – были всего только тщетными попытками повысить угрожающе прохладную температуру действия. Когда-то начинающая Китри «оживила» костюм, выкрасив красную розу с корсажа в синий – роза на сцене выглядела черной. Теперь на черном костюме Одиллии в изобилии отливали перламутровым блеском синие перья – но оживления тоже не внесли. Лишь в преддверии финала, в последней картине Вишнева попыталась как-то вырулить ситуацию, пустив роль по течению сюжета: Одетта подчинялась судьбе, принимая как данность и предательство принца, и счастливую развязку.

Итог спектакля: долгожданное событие состоялось. Но оставило сомнения в его необходимости. Зачем выступление в «Лебедином» было нужно самой балерине – понятно. Зачем театру – можно объяснить. Сложнее со зрителем. Ну что же, Ульяна Лопаткина имеет в своем послужном списке Жизель (станцованную лишь однажды). А история знает не менее громкие имена балерин, сознательно исключивших из своего репертуара ту или иную партию. Как и тех, кто танцевал вопреки – и смог убедить в своей правоте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
1055
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
879
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
1438
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
448