0
1172
Газета Культура Интернет-версия

26.01.2006 00:00:00

Композитор Прокофьев сыграет волшебника

Тэги: габт, золушка, посохов


габт, золушка, посохов Нужно делать так и так. Юрий Посохов знает, какая Золушка ему нужна.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

-Юрий, правда ли, что в новом балете публика не узнает любимую с детства сказку? Народ думает, что действие будет осовременено и перенесено куда-нибудь на помойку, а главные герои будут похожи на обкуренных подростков в пирсинге с головы до ног┘

– Никаких изменений в либретто не будет, все это неправда. Мы идем по замыслу Прокофьева, мало того, не сокращаем партитуру, что редко бывает в современной практике музыкальных театров. В мире «Золушка» идет в двух актах, хотя у композитора написано гораздо больше. У нас сделаны небольшие купюры, в основном это повторения музыки, и один отрывок партитуры перенесен в другое место – фрагмент появления Золушки на балу, который прозвучит в начале второго акта. Мы пошли на это по простой причине: Золушка приходит не к финалу бала, как раньше, но присутствует на празднике с самого начала. Раньше героине было дано мало времени, она приезжала к концу бала, быстро знакомилась с главным героем и убегала. По-моему, Золушке нужно время, чтобы лучше узнать принца и основательно в него влюбиться.

– Почему именно «Золушка»? Это была ваша мечта?

– Это заказ театра и предложение худрука балета Алексея Ратманского. Я, со своей стороны, думаю, что наступило время, когда артисты Большого должны танцевать не только балеты, поставленные давно и на других артистов, но иметь в репертуаре спектакли, сделанные на современном посыле – и временном, и физическом.

– И все-таки что в спектакле нового?

– Мы убрали из сюжета крестную. Во главе спектакля у нас Сказочник – сам композитор. Мы не говорим напрямую, что на сцене Прокофьев, но это его прообраз, сквозной персонаж, который будет начинать и заканчивать действие. Прямого сходства (через грим актера) с автором музыки не будет. Но Сказочник своей музыкой создает и рассказывает всю историю, он формирует биографию Золушки. Фигура Прокофьева для нас важна в плане понимания музыки. Ведь партитура не такая уж праздничная. Все становится понятно, если вспомнить, когда и в каких условиях композитор писал «Золушку». Это были сороковые годы ХХ века. Шла война, а у Прокофьева вдобавок посадили в лагерь жену. В страшные времена он написал неземную, космическую музыку. Кажется, это мечта об иной жизни, противоядие злу. Я, естественно, оставил хеппи-энд – здесь такое либретто. Но неожиданно получил огромное удовольствие от того, что в «Золушке» счастливый конец. Когда мы делали финальную сцену, у меня в душе просто тепло пошло. На самом деле. Какая там музыка! Все парят, герои счастливы┘

– Знакомые артисты рассказывали, что действие происходит на другой планете┘

– Ничего подобного. Это наш мир, хотя, с другой стороны, он не привязан ни к конкретной стране, ни к определенному времени. Примерно так, как у Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». Мы отталкивались не от сказки Шарля Перро (потому у нас и не будет никакого барокко с классицизмом), а от музыки, а музыка «Золушки» – вне конкретных примет. Мы вообще не делаем отвлеченную сказку, мы рассказываем историю любви, «лав стори». В конечном счете в «Золушке» нет чисто сказочных героев, у нас они – люди. Избалованные, ироничные, злые, добрые┘ Разные. Персонажи на балу одеты в костюмы тридцатых годов – это эпоха, когда жил композитор, и это расцвет стиля Арт деко, с его повышенной чувствительностью и любвеобильностью. У нас сложилась отличная интернациональная команда: сценограф Ханс-Дитер Шаль – немец, художник по костюмам Сандра Вудл – американка. Декорации относительно аскетические по цветам, зато костюмы совсем не минималистские, развевающиеся и красочные. Я люблю, чтобы в костюмах персонажей был воздух, чтобы движения ткани повторяли движения тела.

– А говорить в балете не будут? Такой прием сегодня в моде.

– Я не поклонник подобных концепций, хотя, со временем, может быть, и приду к этому. Но не в «Золушке». У нас три состава исполнителей, у всех своя индивидуальность. Я рад, что герои балета в разных спектаклях будут разными, что Золушка у Светланы Захаровой и принц у Сергея Филина, возможно, будут более аристократичными, героиня Анастасии Яценко – более жизнерадостной, а «спортивный» принц у Дмитрия Белоголовцева наверняка будет не похож на оригинальную трактовку Дмитрия Гуданова. Мне передали, что о моем балете ходят разговоры – мол, в «Золушке» танцуют одни животные, особенно в сценах времен года. Да, у нас «оживают» стрекозы, подсолнухи, вороны, тыква, снегири, кузнечики, чайники... Кто только не летает и не ползает! «Золушка» – спектакль с классическим танцем, не в понятиях XIX века, а в контексте истории балета и за последние сто лет, когда к стандартам прошлого добавилась гибкость корпуса, раскрепощенные руки и т.д. Я большой поклонник пуантов, двойных туров, кабриолей, жете и других классических балетных па. А Большой театр имеет талантливую труппу.

– Чтобы понять ваш балет «Магриттомания», который вы тоже поставили в Большом театре, надо быть знакомым с живописью художника Магритта. Что нужно зрителю на вашей «Золушке»?

– Любить ближнего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1785
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
858
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4336
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3369

Другие новости