0
1826
Газета Культура Печатная версия

11.04.2006

Голосование ягнят

Андрей Архангельский

Об авторе: Андрей Архангельский - театральный критик.

Тэги: демократия, театр.doc, жено, угаров, беленицкая

Театральный проект «Демократия. doc» поначалу задумывался как сборник документальных свидетельств, опросов людей на заданную тему – как это обычно принято в Театре doc. Однако в процессе подготовки спектакля стало ясно, что документальный метод в соединении с абстрактным понятием (демократия) не работает. Раз так, значит, действующими лицами и должны быть эти все. То есть обычные зрители. Помимо драматургов (Иван Угаров и Нина Беленицкая) и режиссера (Георг Жено) в проект приглашены два практикующих психолога. Во время спектакля они устраивают со зрителями тренинг по методу психолога Арнольда Миндела («процессуальная работа»): это способ разрешения человеческих конфликтов при помощи проигрывания на сцене собственных же ролей.

Власть инертна и равнодушна, силовые структуры беспомощны, интеллигенция ушла в отшельники, за внешним протестом радикалов проглядывается детская ранимость и комплексы; процессами в стране пытается руководить непонятно откуда взявшийся самозванец. Равнодушие власти отзывается болью в сердцах народных масс. Зреет революция. Самозванец, пользуясь всеобщим разбродом, берет власть в свои руки. Переворот происходит при снисходительном хихиканье (вначале) и мрачном унынии (в конце) зрителей.

Психологи, с которыми довелось пообщаться после премьеры, морщатся при слове «спектакль» или «игра»: тем не менее происходящее, не являясь театром по сути (сюжет и герои формируются по ходу, чистый экспромт), является чистейшим «театром» по степени эмоционального воздействия. Завораживающий эффект дополняется непониманием цели происходящего. Цель-то какая у спектакля? – допытываешься у психологов; никакой цели – отвечают. Увидеть человека в его развитии. Однако, по утверждению психологов, восемь случайно отобранных зрителей воспроизвели на сцене почти в точности историю постсоветских 90-х с пугающей узнаваемостью.

Суть метода проста: что бы мы ни играли, мы всегда реконструируем те ситуации, которые случались с нами в реальной жизни. Таким образом, происходящее на сцене – отражение, реконструкция глобальных процессов в обществе. Первая мысль, которая приходит после «Демократии»: никаких других 90-х, кроме тех, что были, у нас и не могло получиться: все закономерно. Возможно, утверждают психологи, что на сцене было разыграно и некое ближайшее будущее – но этого нам знать не дано. В этом – главная интрига «Демократии».

Чистота эксперимента, правда, была подпорчена тем, что в прошлую субботу на премьеру «Демократии» пришли люди, отчасти знакомые между собой, а то и вовсе заинтересованные – как, например, Михаил Угаров или драматург Михаил Дурненков, которые по результатам всенародного волеизъявления оказались на сцене в роли «просто людей». Однако самыми непредсказуемыми и интересными «героями» оказались все же случайные зрители. Скоро «Демократию» повезут в провинцию: вот там-то, по словам Михаила Угарова, и начнется самое интересное.

Психологические выводы о причинах не сбывшейся у нас демократии (мы не сильно ошибемся, если именно так сформулируем задачу проекта) можно, однако, сделать уже сейчас – по результатам спектакля-игры. 1. Отсутствие «естественных» лидеров – ими становятся «за неимением», в демократы у нас словно бы выталкивают, нет – в хорошем смысле – жажды власти и идеалистических устремлений. Отсутствие в конце концов обычной человеческой энергии. Отсюда – пугающая непредсказуемость действий власти. 2. Никто из избранных народом зрителей не знает, чего хочет: любые идеи строятся только на отрицании существующих. На демократическом сленге это называется «отсутствие позитивной программы». 3. Присутствие некой тайной пугающей угрозы, третьей силы, нейтрализовать и даже сформулировать которую никто не может.

┘Для полноты реконструкции 90-х спектаклю не хватало воровства в особо крупных размерах. Жизнь выдала спектаклю своеобразный сертификат правдивости: во время послепремьерной пьянки из гримерки была похищена вся выручка от проданных билетов. Похититель не найден.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Минск отказывается  от кредитов МВФ  под реформы

Минск отказывается от кредитов МВФ под реформы

Антон Ходасевич

У Белоруссии не получится стать демократическим государством в ускоренном порядке

0
4801
Что может дать России социал-демократия

Что может дать России социал-демократия

Сергей Миронов

Ни коммунистические, ни капиталистические рецепты жизни нашей стране благополучия не принесли – остается третий, срединный путь

0
2363
Ющенко призвал Европу сплотиться "за Украину"

Ющенко призвал Европу сплотиться "за Украину"

Алексей Горбачев

По уровню демократии Freedom House поставил РФ в конец списка постсоветских государств

4
3248
Об опасности и обязывающей силе референдума

Об опасности и обязывающей силе референдума

Власть соглашается на плебисциты лишь тогда, когда уверена в своей победе

1
2483

Другие новости

Загрузка...
24smi.org