0
632
Газета Культура Печатная версия

15.02.2007 00:00:00

Нестрогое соответствие

Тэги: тарп, ратманский, стомперы, осипова, меркурьев


Во вторник вечером при большом стечении высокопоставленных персон (министр финансов Алексей Кудрин с супругой, главы крупнейших банков) и просто знаменитостей (Роман Виктюк известен и как поклонник балета) на Новой сцене Большого театра станцевали премьеру трех американских балетов.

В ботанике существует мичуринский метод, когда берешь, к примеру, яблоню одного сорта и прививаешь к ней росток другою. Если ты новатор-радикалист, то прививаешь к яблоне росток груши. И смотришь, что получится. Примерно такой шаг сделал Большой театр, задумав обновить афишу тремя американскими балетами. Шаг весьма решительный, как если бы в музей скульптуры рядом с Фидием и Торвальдсеном поставили модернистские работы Арпа и Херста. Лишь одно из трех имен заокеанских хореографов было знакомо артистам Большого: они уже танцевали балеты Баланчина. С творчеством Кристофера Уилдона и Твайлы Тарп труппа не встречалась.

Лирическая «Серенада» на музыку Чайковского, один из самых красивых балетов мира, технически несложна: Баланчин поставил ее для учениц балетной школы в 1934 году. Но неповторимый стиль «мистера Би», базирующийся на ином, чем в России, типе выворотности, другой манере прыжка и подъема на пуанты, иной постановке рук и кистей, – дается трудно. Даже уроки в балетном классе, организованные в ГАБТе при помощи баланчинских педагогов, не очень помогают женскому кордебалету. Наша «Серенада» мягче и тяжелее, чем легкий и конструктивный американский оригинал. Но мастерское искусство Светланы Захаровой и Натальи Осиповой – прим московской премьеры – переводит ситуацию в иную плоскость. Поставленные Баланчиным бессюжетные мимолетные касания, неожиданные встречи и аллюзии на второй акт «Жизели» эти балерины претворяют в поэму о женской доле, что в большой степени уместно и не противоречит баланчинскому тайному замыслу.

Меньше других опусов понравился балет Уилдона «Милосердные», местами удивительно проникновенный, очень музыкально сделанный (партитура Арво Пярта мастерски «разложена» по телам исполнителей) и удачно одетый художником Полом Грегори Тейзвеллом в «как бы старинные» костюмы. В аморфном пластическом парафразе европейского Средневековья для четырех дуэтов и одного солиста не хватает ощущения законченности целого. Будто видишь вариации на тему, а сама тема не складывается. Хотя исполнение девяти солистов во главе с Дмитрием Гудановым протеста не вызывает: они тщательно проделывают сложнейшие поддержки, не имея пока что лишь чувства непрерывного «бесшовного» движения, требуемого хореографом.

Зато великолепен балет «В комнате наверху», поставленный Твайлой Тарп на минималистскую музыку Филиппа Гласса в потоке многогранной световой партитуры Дженнифер Типтон. Скрестив танцовщиц на пуантах и так называемых «стомперов», пляшущих нечто современное в кроссовках-теннисках, Тарп вплотную приблизилась к идее пластического «ликования», обоснованного в качестве главного принципа балета в трудах русских балетных символистов в начале ХХ века. Танец у Тарп – как путь к восторгу, достигаемому разными путями, и с помощью арабесков, и в экстазе дискотеки. А мерилом восторга служит красный цвет – его доля в костюмах артистов броско увеличивается к финалу. Вот только вышли на нужный уровень задора лишь героиня вечера Наталья Осипова с ее природным азартом да Андрей Меркурьев, прошедший в Мариинском театре скоростную школу балетов Форсайта. Остальные артисты героически сражались с бешеными темпами, но все-таки оставались заложниками однобокого обучения в наших балетных школах, не дающих знания современных техник танца.

┘Проект ГАБТа пробивался к премьере через ворчанье консервативных педагогов и группы артистов, почти при каждой новинке репертуара повторяющих «это нам не надо». Но вечер американских постановок – важный этап развития. Худрук балета Алексей Ратманский понимает, что в ХХI веке невозможно делать вид, что на дворе времена энной давности. И если Большой театр не попробует «на зуб» эстетику непривычную и новую, он рискует оказаться позади мирового танцевального паровоза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Победитель конкурса "Лидеры России" стала проректором Вятского государственного университета

Победитель конкурса "Лидеры России" стала проректором Вятского государственного университета

0
610
Творческие вузы вправе самостоятельно устанавливать стоимость обучения для студентов

Творческие вузы вправе самостоятельно устанавливать стоимость обучения для студентов

0
331
В этом году всем  выпускникам школы с пятерками в аттестате выдадут медаль "За особые успехи в учении"

В этом году всем выпускникам школы с пятерками в аттестате выдадут медаль "За особые успехи в учении"

0
396
В Министерстве науки и высшего образования РФ объявили правила приема в вузы

В Министерстве науки и высшего образования РФ объявили правила приема в вузы

0
375

Другие новости

Загрузка...
24smi.org