0
1522
Газета Культура Интернет-версия

16.04.2007 00:00:00

Сохраните себя!

Тэги: золотая маска, театр


золотая маска, театр С «Золотой маской» за лучшую женскую роль Мария Миронова кажется выше, чем на самом деле.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Планка прошедшей в субботу вечером торжественной церемонии награждения лауреатов XIII фестиваля «Золотая маска» была задана двумя обстоятельствами: одно, трагическое, лишило жюри права выбора – в номинации «Лучшая работа художника в драме» несколько живых мастеров «соперничали» с ушедшим в прошлом году Давидом Боровским, выдающимся, великим театральным художником. Получая премию из рук Резо Габриадзе, сын Давида Львовича художник Александр Боровский сказал: «Не знаю, что говорить, потому что «Маска» есть, а папы нет┘» Второе обстоятельство ввел в оборот режиссер церемонии Дмитрий Черняков: все лауреаты в этом году получали свои «Маски» из рук выдающихся деятелей мирового театра, актеров, режиссеров, художников. И с этой дистанции, конечно, чьи-то успехи чуть блекли, а чьи-то, напротив, добирали смысл. С этих двух точек зрения – с точки зрения вечности и с точки зрения подлинных, а не мнимых, случайных побед – итоги нынешней «Маски» кажутся вполне приемлемыми, а торжественная церемония, растянувшаяся на три с лишним часа, не вызывает желания бросить в нее камень. Оркестр Мариинского театра, днем оттрубивший очередной концерт Пасхального фестиваля, весь вечер аккомпанировал лауреатам и номинантам и заполнял смысловые и прочие паузы.

Теперь – к делу. Надо признать, жюри во всех случаях как-то удачно распределило награды. Лучшим балетмейстером сезона был признан Алексей Ратманский (балет «Игра в карты»), лучшие танцовщики работают в Мариинском театре: Андрей Иванов стал лауреатом «Золотой маски» за роль Акакия Акакиевича в балете «Шинель» по Н.В.Гоголю, а премия за лучшую женскую роль досталась Евгении Образцовой («Ундина»). А вот лучшим спектаклем неожиданно стала «Золушка» Новосибирского театра оперы и балета. Три «Маски» достались Музыкальному театру им. Станиславского и Немировича-Данченко, где в этот раз проходила торжественная церемония (дирижеру Вольфу Горелику, художнику Владимиру Арефьеву, режиссеру Александру Тителю, и все – за оперу Моцарта «Так поступают все», которую, вероятно, следует счесть теперь ни с чем не сравнимым шедевром). Участие в фестивале Новосибирского театра оперы и балета было вознаграждено сразу двумя «Масками» – спецприз жюри достался дирижеру Теодору Курентзису, а лучшим балетным спектаклем назвали «Золушку». Из всех номинаций, на которые были выдвинуты спектакли Большого театра, «Золотой маски» был удостоен только австрийский баритон Флориан Беш за роль Папагено в опере «Волшебная флейта», а «Война и мир» вообще не была отмечена жюри. Премия за лучшую женскую роль в опере досталась Татьяне Печниковой за партию Нормы в одноименном спектакле театра «Новая опера».

Довольно-таки убедительно были распределены награды в драматическом театре, хотя, как обычно, «дополнительные» призы удачно и кстати компенсировали трудности выбора: приз критики достался «Рассказу о семи повешенных» Театра Табакова, а приз зрительских симпатий – «Затмению» театра «Ленком». За лучшую женскую роль наградили Марию Миронову («Федра. Золотой колос», Театр наций), за мужскую – Евгения Миронова («Господа Головлевы», МХТ им. Чехова). Лучшим режиссером назвали Сергея Женовача («Захудалый род» Студии театрального искусства и «Мнимый больной» Малого театра), лучшим спектаклем малой формы стал «Захудалый род», а в большой форме – «Мнимый больной».

Председатель жюри драмтеатра режиссер Адольф Шапиро печально шутил, что, мол, жюри его работало только один срок и не успело выстроить вертикаль┘ После дневных событий, развернувшихся в нескольких сотнях метрах от Музыкального театра, этот юмор приобрел мрачный оттенок.

Несколько нелицеприятных слов надо сказать по поводу лауреата конкурса «Новация» и самого этого конкурса в целом. Премию отдали петербургскому театру «Дерево» за спектакль «Кетцаль». Спектакль сильный, слов нет, но ничего нового относительно того, чем занималось «Дерево» 5 и 10 лет назад, в нем не было. Ну, чуть жестче. А может, наоборот, мягче. Так уж наверняка и не скажешь. Или – «АХЕ», еще один петербургский гость. Все это было, было, было┘ Невозможно, когда за новацию отвечают из года в год одни и те же. Или эта новация должна называться как-то иначе. К примеру, премия за смелое обнажение или безжалостное отношение к себе и партнерам┘ За новацию надо было отметить Дмитрия Крымова, хотя спектакль «Донкий Хот», естественно, продолжает дело его же прошлогодних «Недосказок»┘

Премию за лучший спектакль в современном танце жюри решило не присуждать, точно так же, как и недостойной «Золотой маски», по мнению членов жюри, оказалась работа режиссера в мюзикле. Но лучший мюзикл сезона все же был назван: «Золотая маска» за интересный, вызвавший споры и разногласия спектакль «Figaro» отправляется в Екатеринбург, и не в одиночку, а вместе с премией за лучшую женскую роль (ее получила Елена Костюкова, исполнившая Керубино). А премия за лучшую мужскую роль в мюзикле остается в Москве – ею был отмечен Александр Бабенко за роль Маугли в одноименном спектакле театра «Московская оперетта».

Специальными премиями жюри Музыкального театра были отмечены Максим Аксенов за дебют в партии Германа («Пиковая дама», Челябинский театр оперы и балета) и Теодор Курентзис за яркое воплощение партитуры балета Прокофьева «Золушка».

Пожалуй, самое ценное приобретение нынешней церемонии – речи тех, кого пригласили раздать «Маски». Скромная такая роль. Между тем из уст Деклана Доннеллана, Феруччо Солери, Кристиана Люпы, Джона Ноймайера, Резо Габриадзе, а также лауреата премии «За лучший зарубежный спектакль» Алвиса Херманиса зал услышал речи в честь русского театра, в защиту русского театра, в защиту театра смысла и много чего еще. К примеру, Херманис сказал, что из всех открытий русского театра для него сегодня самым актуальным кажется то, что касается этической стороны профессии, – театром надо заниматься честно, с чистым сердцем. Доннеллан говорил о гуманистических традициях русского театра, призвал хранить как можно дольше ансамбль, которым славен наш театр, а напоследок попросил «как друг» – уже не по-английски, а по-русски: «Со-хра-ни-те себя!»


Деклан Доннеллан доволен, кажется, больше, чем Евгений Миронов: «Золотая маска» в правильных руках.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
515
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
580
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
326
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
215

Другие новости