0
653
Газета Культура Печатная версия

24.07.2007 00:00:00

Театр с политическим лицом

Тэги: театр, фестиваль, боурн

Всякий фестиваль лишь тогда чего-нибудь стоит, когда вокруг царит «праздничная неразбериха», толчея, суета, какие-то фуршеты, звезды и все такое. Чеховский фестиваль – почти только театр. Говорят, в последний момент слетели какие-то важные спонсоры, государство ссудило по минимуму (что легко объяснить: почти в те же сроки – многообещанный Конкурс имени Чайковского, Московский кинофестиваль, у тех и других – очень сильные лоббисты), в итоге сэкономить решили не на театре, а на «светской жизни». По опыту других надо признать – неожиданный ход.

Самое, пожалуй, важное открытие – европейский театр чрезвычайно политизирован. Казалось бы, уж куда как аполитичное зрелище – «Лебединое озеро» Мэтью Боурна, открывшее фестиваль. Ну хорошо, мужской сюжет, ожидаемый максимум – избитая уже тема политкорректности, мол, геи – тоже люди. Но Боурну этого явно недостаточно, тем более что это «узкое место» – для Европы давно уже пройденный материал. Нет, вышедший в самый разгар кризиса в королевской семье, этот спектакль – весьма сатирический взгляд на взаимоотношения в этом самом семействе. Не сатирический даже – издевательский, местами легкомысленный, почти на грани фола.

Больше всего политики, конечно, в спектаклях Лепажа, выдающегося режиссера из Канады, главного гостя нынешнего Чеховского фестиваля.

В «Трилогии Драконов», который в Москве можно увидеть до 26 июля, столько антиамериканских выпадов, что даже трудно поверить, что такое возможно, как говорится, в двух шагах от канадско-американской границы, в стране, где, к слову, государственные инвестиции в культуру также сильно зависят от многих причин. Некоторое время назад, например, дотации сильно сократились, в первую очередь это коснулось финансирования гастролей, поскольку, мол, как рассказывали нам в Канаде, театры все равно не способствуют созданию нужного имиджа страны за рубежом.

Театр Лепажа – чрезвычайно модный, модный в мире, модный в самом Квебеке, где Лепаж играет, к слову, крайне редко. Но публика готова сидеть часами (шестичасовое представление «Трилогии Драконов» – не рекорд для Лепажа), вслушиваться в истории людей, каждый из которых тянет одеяло на себя и готов увлечь сюжет и всех прочих за собою. Мир спектаклей Лепажа близок нам и в этом – его спектакли принципиально не однополярны, в них много главных героев.

Как рассказал мне Лепаж, его спектакли, все, задумываются совершенно аполитичными, но политика входит в них уже в процессе работы, помимо, даже против воли создателей. К примеру, в «Трилогии Драконов» играет актер-англичанин, который попал в Москву в самый разгар нынешнего похолодания между Великобританией и Россией. И, по словам Лепажа, это поменяло спектакль, чуть-чуть, может быть, но сдвинуло уже, казалось, сложившиеся его смыслы.

Театр – политически ангажирован. Везде, во всем мире, если, конечно, это театр, сделанный крупными режиссерами. Везде, кроме России. Почему – непонятно. И это, пожалуй, один из главных вопросов Чеховского фестиваля, хотя поводов он дал немало и к сугубо театральным спорам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

Владимир Иванов

0
635
Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Владимир Иванов

0
504
Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Александр Шарковский

0
542
Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

0
479

Другие новости

Загрузка...
24smi.org