0
3250
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2007 00:00:00

Откровенная музыка Томаса Адеса

Тэги: powder her face, адес, покровский


powder her face, адес, покровский Томас Адес – главный герой фестиваля «Новые горизонты».
Фото предоставлено организатором фестиваля

Впервые в Россию приезжает Томас Адес – 36-летний английский композитор, пианист и дирижер в одном лице вместе со своей скандально знаменитой оперой Powder Her Face («Припудри ей личико»). 27 октября в рамках фестиваля «Новые горизонты» в Концертном зале Мариинского театра в полусценическом исполнении будет представлена ее российская премьера. 28 октября там же автор выступит как дирижер, исполнив не только свое сочинение Asyla с Симфоническим оркестром Мариинского театра, но и «Свадебку» Стравинского с ансамблем Дмитрия Покровского.

В творчестве британской знаменитости заметны лучшие проявления европейского опыта и английская наследственность. После Бенджамина Бриттена – композитора-классика ХХ века, принесшего английской музыке мировую славу со времен Перселла и Элгара, – в Томасе Адесе хотят видеть нового национального героя от академической музыки. Так же, как Бриттен, он рано написал первую оперу, его стилю чужда умозрительность, длинноты и громоздкая фактура. О Бриттене, партнером которого до конца жизни оставался тенор Питер Пирс, дают повод говорить и отношения Томаса Адеса с Талом Рознером, профи в области видео-арта. В 2006-м они вступили в гражданский брак. Однако подробности личной жизни Томас Адес не любит выносить на публику, крайне редко дает интервью. Однажды, устав от домогательств критики, он и вовсе исчез на греческий остров, отменив престижный тур, на котором должен был как пианист играть музыку Лигети с оркестром под управлением самого Саймона Рэттла.

Причина повышенного интереса к музыке Томаса Адеса – в отсутствии намеков на авангард и герметизм. При всей прихотливости музыкальной фактуры в ней высока степень коммуникативности – ее могут слушать и понимать и суперпрофессионалы, и самые обыкновенные любители. Соединяя в своих сложнейших партитурах несоединимые элементы, Томас выводит академическую традицию за узкоцеховые рамки, создавая иллюзию полной доступности «недостижимого элитарного искусства». «Ее клеточная простота и одновременно сложность вводят в заблуждение», – пишет критик о музыке Адеса. В опере «Припудри ей личико» Адес пользуется не только красками стилей Альбана Берга и Курта Вайля, но и популярным языком танго-композитора Астора Пьяццоллы, придавая действу аромат плоти и крови. Эту оперу называют «кабаретной» – за общий тонус и смакование за замочной скважиной грязных подробностей истории сексуально невоздержанной герцогини Аргайлской: в одной из картин оперы показан эпизод фелляции.

Одни считают композитора со зловеще звучащей фамилией – Адес – мессией современной академической музыки и иначе как шедеврами его сочинения не называют. Другие видят в его искусстве сплошные провокации. Свою стремительную карьеру он выстраивает как bad boy английской музыки. Так, на заключительной репетиции оркестрового сочинения Томаса Адеса Tevot музыканты знаменитого Берлинского филармонического оркестра оказались у пределов своих технических возможностей. Их скрипки должны были играть в чрезвычайно высоком, буквально стратосферическом регистре продолжительные фрагменты этого 25-минутного шедевра. Для профессионалов экстра-класса это стало настоящим вызовом. Друг Aдеса известный литератор Алан Холлингхерст описал Tevоt как «лучшую вещь, которую Томас когда-либо делал». Одно из самых мощных сочинений «Америка: пророчество» было написано Адесом в 1999 году по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра как часть большого цикла «посланий для Миллениума». Древние пророчества майя, переведенные на язык конкистадоров в этом сочинении, – о разрушении испанскими завоевателями народов майя – предсказывают и конец империи задолго до фильма Гибсона «Апокалипсис». Если учесть, что премьера сочинения, в котором говорится, что «враг придет с Востока», была исполнена 11 ноября 1999 года – за два года до 11 сентября 2001-го в Вашингтоне, – то к музыке Адеса поневоле стоит прислушаться как к откровению в звуках.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1984
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
952
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4682
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3617

Другие новости