0
2127
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2008 00:00:00

Искусство ритуала – ритуал искусства

Тэги: выставка, фестиваль, пригов


Напомню, что фестиваль открылся 13 мая выставкой «Граждане, не забывайтесь, пожалуйста!» в Московском музее современного искусства. Сейчас эстафету перехватил Государственный центр современного искусства – экспозицией «Посредине мирозданья» (название дано по одному из приговских девизов).

В данном случае мирозданье – комплекс многочисленных художественных практик Пригова: текстографий, инсталляций, перформансов с первичным аудио- или видеонаполнением. Посредине же, понятное дело, сам художник, по словам куратора фестиваля Виталия Пацюкова, – «точка, в которой он находился, моделируя божественную идею Творения», «центр непрерывного художественного процесса».

На самом деле, многое на этой площадке пересекается с выставкой в ММСИ – например, графические листы «Бестиария», машинописные книжечки, текстографии (превращающие некие слова в орнамент) и жестяные арт-банки. Причина, как выяснилось, в том, что идеи обеих выставок изначально возникли независимо друг от друга. Что еще раз напоминает о личности Пригова – упав в воду современной культуры, он стал камнем, от которого расходится много-много кругов. И все-таки у нынешней экспозиции есть свой акцент – если в Московском музее современного искусства главным (хотя далеко не единственным) был ряд графический – «для чтения и разглядывания», – то здесь на первое место выходит видео: со стен и из закутков мелькает приговское лицо. Кроме того, тут друзья Дмитрия Алексаныча по мастерским на улице Рогова воплотили три не осуществленных им инсталляции – «Ground» (Борис Орлов), «Уборщица» (Олег Шелковский) и «Музыка Вагнера, уборщица и другое» (Ростислав Лебедев). Четвертая – уже вариация на тему Пригова – «Акустическое облако Д.А.Пригова», созданное Леонидом Тишковым.

Все вместе – искусство ритуала, оно же – ритуал искусства. Пригова можно назвать практикантом, но не в обыденном подчиненном и несамостоятельном значении, а в том смысле, что искусство для него не эстетика, а художественное действие, жест, поведение, мифотворчество – практика. Как и подобает концептуалисту, Пригов раскручивает смысловые понятия, за внешним привычным смыслом находит другой или этот привычный смысл развенчивает. Так, в видео «Сизифъ» он, стоя посреди лестничной клетки, разливает воду из алюминиевого таза в чашки и обратно – с сосредоточенным упорством. В названии «ъ» – вероятно, его можно истолковать как знак того самого упорства, иначе – твердолобости. Вот тема России в видео: с одной стороны, «Народ и государство вместе лепят образ России» – с буквальной привязкой к словам: сидят за столом и лепят – Россия рождается в ритуальных муках. С другой – в перформансе «Россия» Дмитрий Александрович поймал кошку и просит не допросится ее всего-навсего произнести заветное «Россия». Действо разворачивается под балалаечные звуки – кошка нервничает и выворачивается. В конце концов сбегает┘ В видеотриптихе «Потаенная слеза» Пригов исследует модели поведения – убийца, коварный искуситель┘ – жадно раздирает жареную курицу, бешено сверкая глазами; роется в чьей-то одежде, «раздевает» завернутую в бинт куклу, ласкает задыхающуюся без воды рыбу┘ Пригов пытается настолько буквально следовать слову, изобразить его, что оно теряет свое значение, превращается в бред. Переход из одного состояния в другое и есть ритуал творческого жеста.

В инсталляциях сочетаются традиционные приговские элементы – всевидящее око, бокал красного вина/крови. Еще появляется метафора обновления, очищения. Это швабра в углу инсталляции, дополняющая мистику музыки Вагнера и женских силуэтов в черных одеждах. В этих инсталляциях, да и вообще у Пригова есть нечто шокирующее в сочетании возвышенных (или пусть даже не возвышенных, а просто общепринятых) образов и намеренного их высмеивания. С абсолютно серьезным приговским выражением лица происходит снижение пафоса чего-то высокого (как с кошкой и «Россией») и появление пафоса обыденного действия (например, с переливанием «из пустого в порожнее» в перформансе «Сизифъ»).

Пригову – пригово: «Акустическое облако Д.А.Пригова», придуманное Леонидом Тишковым, – это 12 динамиков, закутанных в черное покрывало и подвешенных над землей. Динамики кричат приговским голосом – точнее, приговскими голосами. Отдает абсурдом, но мысль интересная. Правда, это облако заглушает порой все остальные звуки в зале – в том числе и фрагмент оперы «Бестиарий» Владимира Смоляра с участием Пригова. Ее презентация отдельно выделена в рамках открывшейся выставки – поэтому невозможность что-либо разобрать приводит в недоумение: неужели это все входит в организаторский замысел? Из других обращений к Дмитрию Алексанычу – перформанс Гриши Брускина «Рождение героя» (1988). Тут Пригов, Орлов, Юрий Альберт и другие концептуальные герои – в духе исследований Брускиным советского мифологического пространства – превращаются в фарфоровые фигурки из его работ. То ли фарфоровые фигурки очеловечены, то ли люди «офарфорены». Герои – это те, кого увековечили в скульптуре (пусть хотя бы в фарфоровой статуэтке)?!

Музыка, видео, декламация, поэзия, игра со смыслами и подмена одних другими – порой абсурдно, порой очень жизненно. Одно не исключает другого. По-приговски.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1122
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
574
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3164
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2505

Другие новости