0
930
Газета Культура Интернет-версия

07.07.2008 00:00:00

В Большом не отреклись от старого мира

Тэги: большой театр, премьера


большой театр, премьера Революция – это всегда массовые сцены...
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

Стоит ли переживать, что от 4-актного опуса о Великой Французской революции, созданного в начале 1930-х композитором Борисом Асафьевым, хореографом Василием Вайноненом, режиссером Николаем Радловым и художником Владимиром Дмитриевым, сохранилось всего-то 15–20 минут, запечатленных на пленке и в памяти ветеранов? Ведь эти минуты стоят иных часов.

Впервые «Пламя Парижа» представили в Ленинградском театре оперы и балета в день пятнадцатилетия Октября. Впереди его ждали тридцать лет редакций и аншлагов на столичных и провинциальных сценах страны и мира, а затем смерть. Смерть, но не забвение. Если на каком-нибудь из балетных конкурсов в нескончаемой чреде рабов, принцев и одалисок вдруг объявят фрагмент из «Пламени Парижа», зал оживляется. Ждут искрометного танца и эмоций взахлеб. Когда Василий Вайнонен ставил свой балет, в силу входило поколение, навсегда перевернувшее представления о мужском танце. Вахтанг Чабукиани, Петр Гусев, Алексей Ермолаев, Асаф Мессерер. Все они блистали в этом спектакле, требовавшем от исполнителей неистового темперамента и артистизма. Ни тем, ни другим, как правило, не отличаются нынешние артисты. И хотя Алексей Ратманский не раз доказал, что способен растормошить даже сонно-чопорных балетных принцев, он все же сильно рисковал, принимаясь за «Пламя Парижа»-2008. Вполне вероятно, что даже если идея снова раздуть это пламя и бродила в его голове раньше, реальные очертания замысел приобрел с появлением в труппе Большого театра Ивана Васильева. Склонный к аффектации юный виртуоз просто создан для роли Филиппа. Вопреки ожиданиям в первый состав Васильев, однако, не попал. Пути театральные неисповедимы. Но театр не спорт, хоть конкуренция и не меньше. Случись удача, победитель здесь может быть не один. К тому же в этом случае всегда в выигрыше и зритель. А «Пламя Парижа» Алексея Ратманского – безусловная удача.

Несмотря на то что восстановить шедевр Вайнонена полностью, как предполагалось поначалу, не удалось, от идеи в Большом театре не отказались. Из оригинальной хореографии до нас дошли крохи. Но это бриллиантовая крошка – фрагмент придворного балета «Армида» из второго акта, танец басков и па-де-де главных героев. Новодел ретро-хореографией не прикидывается. Чуткий стилизатор, в этот раз Ратманский к излюбленному приему не прибегает. Нет здесь и столь привычного уже в отношении к советскому прошлому стеба. Восставшие марсельцы не носят буденовки, а среди членов Конвента не видно товарища Сталина, так любившего этот балет и смотревшего его, говорят, раз пятнадцать.Не мимикрируя под Вайнонена, Ратманский вступает с ним в творческий диалог. Диалог художников становится диалогом эпох. Перекличка эпох – один из стилеобразующих мотивов этой постановки. Некогда, сочиняя балет, франкоман и эрудит Борис Асафьев углубился в историю оперной, балетной и народной музыки Франции XVII–XIX веков.

Художники-постановщики современной версии Илья Уткин и Евгений Монахов увидели образ спектакля в контрасте монохромных гравюр XVIII столетия и цветных костюмов, в которых художник по костюмам Елена Марковская, в свою очередь, соблюдала принцип «старое и новое».

По-новому взглянули сегодня и на старое либретто Владимира Дмитриева и Николая Волкова. Число актов сократили до двух, несколько изменив сюжет. Героем спектакля Вайнонена и Радлова, построенного в стилистике уличных массовых празднеств, была ликующая толпа. Ее единственной любовью – революция. У Ратманского (хотя в спектакле и занято 140 артистов – вся балетная труппа театра) главное – судьба частного человека. У него люди любят людей. Революция же бесстрастна.

Как всякая стихия, кого-то она выталкивает на поверхность,кого-то пожирает.Жанну влечет к весельчаку Филиппу. Жером, брат Жанны, влюблен в Аделину. Но она дочь маркиза и вслед за отцом ляжет под нож гильотины. В Большом каждый вечер историю рассказывают по-разному. Первый состав (Мария Александрова, Александр Волчков, Денис Савин, Нина Капцова) – премьерский. Все необычайно красивы и как будто парят над сценой, не говоря уж о бренной земле. Во втором (Наталья Осипова, Иван Васильев, Вячеслав Лопатин, Анастасия Горячева) – люди вполне земные. Наши соседи. Их эмоции не так театральны, зато так же сильны. Зрительские же эмоции зашкаливают два вечера кряду, когда первачи-универсалы лихо зажигают, состязаясь в танце басков или в головокружительных вариациях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1308
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
657
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3515
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2749

Другие новости