0
3137
Газета Культура Интернет-версия

09.09.2008 00:00:00

ПриМОСТились

Тэги: экспрессионизм, выставка, москва


экспрессионизм, выставка, москва Эрнст Людвиг Кирхнер. «Марцелла-артистка» (1910).
Иллюстрация предоставлена пресс-службой ГМИИ им. А.С.Пушкина

Название новой выставки звучало многообещающе: «Художники группы «Мост» – немецкие экспрессионисты». Премьеру из собрания одноименного объединения берлинского музея «Брюкке» ждали. И дождались.

Экспозиция напоминает уравнение аж с тремя (а то и больше) неизвестными. Во-первых, группа «Мост». Пунктирно «биография» «мостовцев» читается так: 1905 год, Дрезден, четверо студентов-архитекторов. Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Высеченная на деревянной доске, как старые гравюры (к коим проявлялся особый интерес), программа. Призыв к революционности и сбрасыванию, так сказать, «с корабля современности» всего отжившего. Еще бы, какие ж они были бы авангардисты, если бы не заразились пафосом отрицания?! В 1911-м география меняется – не Дрезден, а берлинская метрополия. Да, по ходу дела, конечно, появляются союзники – Макс Пехштейн, Эмиль Нольде, Отто Мюллер, Куно Амье, Кес ван Донген и другие. Причем критерий «отбора», согласно «мостовской» программе, – непосредственное и искреннее выражение того, «что побуждает┘ к творчеству». Наконец, 1913-й, и созданная Кирхнером «Хроника группы «Мост» символически подвела итог наработанному. На деле просто рассорила участников, посчитавших преувеличенными кирхнеровские слова о собственном вкладе в строительство этого самого «Моста» – моста, разумеется, в будущее. Точка... с запятой, потому что дальше – самостоятельное плавание. А история – с продолжением, которое устроили нацисты, объявив это искусство «дегенеративным» и конфисковав значительную часть работ.

В ГМИИ экспозиция построена по персоналиям. С биографическими справками, с работами разных – в том числе и пост-«мостовского» – периодов. Вроде здорово: феномен немецких экспрессионистов. Однако обратная сторона медали такова, что в рассказе о творчестве этих художников растворяется недолгая история и отчасти специфика самой группы «Мост». К тому же поначалу берутся за основателей, не закончив, показывают присоединившихся – потом опять «первопроходцев» – несколько путано. Вот вторая неизвестная в уравнении выставки – проблема фокусировки.

Эстетика живописи и графики «мостовцев» – экспрессия игры на нервных окончаниях. Деформированная форма и колорит «вырви глаз» нервно колотятся в двери психики. Лицо Розы Шапиро на портрете Шмидта-Ротлуфа с красными и бордовыми, синими и зелеными отливами; «Гости на даче» Эмиля Нольде представляют собой почти идиллическую картину – только не заглядывайте под шляпу мужчине с фиолетовым (в тон носкам) лицом. Часто – особенно в графике – вместо черт лиц остаются мимические складки как основное выразительное средство душевного настроя («Девочка-рыбачка» Хеккеля – настоящая маска).

Эмоциональность как способ видения, когда изображается не предмет, а ощущение от него, распространилась на все традиционные жанры и темы. В пейзажах (неприродных цветов) формы то и дело норовят абстрагироваться от своих прототипов почти до неузнаваемости – протягивая нить к новому «изму», к абстрактному искусству. Увлечение востоком – это мистика идолов, энергия первобытного танца (как Гоген, многие экспрессионисты отправлялись за впечатлениями куда подальше – Нольде через Россию и Азию путешествовал в Новую Гвинею, Пехштейн побывал в Египте, в Индии и Китае, на островах Палау близ той же Новой Гвинеи). «Потусторонняя» энергия далеких краев оттеняется «посюсторонней» духотой кабаре (ядреный желто-зеленый «Танец» Пехштейна – это привет Дега и Тулуз-Лотреку)┘ Ню в депрессивной эстетике переплавляется в навязчивую идею бегства от мира и даже смерти. Так, обнаженные в дюнах (на выставке их сразу несколько – у Шмидта-Ротлуфа и у Отто Мюллера) – то ли мираж, то ли явь, то ли дремлющие, то ли мертвые персонажи. Экспрессионисты плевали на чтимых столетиями ренессансных Венер перед зеркалом – и появилась кирхнеровская «Обнаженная, лежащая перед зеркалом» утрированных пропорций и с сигаретой во рту. Довольно странно, но на этом экспрессионистском выходе почти не прозвучала религиозная тема (кроме разве что «Осмеяния Христа» Эмиля Нольде – вообще одной из самых впечатляющих и известных работ во всей экспозиции). Как не вполне внятным оказался и городской мотив – а уж на предмет сложных отношений человека и урбанистической среды экспрессионисты высказывались очень охотно. Не привезли из музея «Брюкке» и скульптуру – хотя она могла бы добавить объемности в портрет экспрессионистов. Почему – это третья неизвестная загаданного уравнения.

Экспозиция получилась обзорной – обзорной экскурсией на предмет того, что это был за экспрессионизм такой. Впрочем, ее безусловное достоинство в том, что ей удалось показать, какими разными умели быть эти художники и сколько разных «измов» перемололо новое течение. Здесь и пуантилизм с его точечной цветовой застройкой холста, и постимпрессионизм с напряжением Ван Гога и эхом таитянских будней Гогена, а также с живописным сезаннизмом пейзажей (замеченным в одной из работ Хеккеля). А в тонкой графике Фрица Блейля – воспоминания об импрессионизме и ар-нуво┘ Наконец, цвет немецкое направление нащупывало одновременно с фовизмом. Сам экспрессионизм кто-то ведет от наскальных рисунков и не заканчивает до сих пор, обнаруживая у многих периоды увлечения им (кричал же в своих знаменитых картинах Мунк, а задолго до него по-своему кричал Эль Греко). Поэтому нам еще раз предоставляется возможность убедиться в условности каких бы то ни было «измов».

И еще в том, что экспрессионизм знал первозданную простоту. Простоту формы и цвета. Современным же это искусство сделал клубок сложных эмоций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1744
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1805
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1464
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1232

Другие новости