0
1171
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2009 00:00:00

Топка истории

Тэги: чехов, театр, премьера


чехов, театр, премьера Юрий Погребничко знает, что делает.
Фото ИТАР-ТАСС

Когда режиссер в третий раз ставит один и тот же текст, трудно избежать самоцитат и повторов. Не избежал этого и Юрий Погребничко, обратившись снова к пьесе «Три сестры». В середине 80-х он ставил на Таганке при весьма существенном вмешательстве Юрия Любимова, потом, в начале 90-х, высказался в полную силу в своем театре, который тогда еще не назывался «Около», и вот – новая версия.

Сам режиссер обмолвился где-то, что с прежними версиями его новый спектакль роднит только текст Чехова. Говорили еще, будто бы действие нового спектакля разворачивается в Париже, куда (в Париж, а не в Москву!) добрались сестры и вспоминают там о прошлом... Признаться, существенных новых мотиваций для нынешней постановки, которые читались в прежних обращениях режиссера к Чехову, не угадывается. Как давила зона трех сестер в начале 90-х, так давит и сейчас. Опять шинели, опять элементы полутюремного кабаре. Опять висит бревно – лесоповал в губернском городе. На это можно возразить, что как писатель пишет одну книгу, так режиссер ставит один спектакль, что именно в этом поэтика Юрия Погребничко. И несмотря на то что мир изменился после распада СССР, зона для Погребничко осталась.

Спешу с этим согласиться. Вот только и зона, и понятие границ тоже изменились. Можно сделать вид, что падение Берлинской стены не изменило лицо Европы, что не будет правдой, и стоит ли так уж увязывать наличие границ с зоной? Наличие границы как таковой в том числе – способ избежать хаоса. И мир, когда мы поспешили открыться, в столь же спешном порядке начал закрываться от нас, испугавшись и нашей зоны, и нашей анархии. Этот предрассудок любимой мысли (весь мир – тюрьма, а все мы в нем зэки), которому так верен режиссер театра «Около», превращает вверенный ему театр в консервант уходящей натуры. Зона, психушка, дурдом. В этом эгоизме переживаний таится коварная для художника ловушка – посмотрев два спектакля, ты уже знаешь, что будет в третьем. Нет удивления театром, поскольку у создателя нет удивления жизнью.

Это досадно, поскольку Юрий Погребничко – тонкий, если не сказать тончайший художник, мастер психологического нюанса. Его актеры напрочь лишены премьерства, похожи на странных, милых, печальных детей, не способных к злым выходкам, в лучшем случае – безобидным проказам. И вот этих нежных детей защелкивают в зоне.

Спектакль «Три сестры» начинается с кинотитра, на экране цитируется диалог Чехова и Бунина, в котором Чехов предрекает, что его забудут после смерти через семь лет, а умру я через шесть лет. Бунин отвечает, что Чехов сегодня не в духе. Но собеседник парирует: «Это вы не в духе, поскольку заплатили за извозчика». Такой пролог, вероятно, нацелен на игру с временем. Какой будет эта жизнь через 100 лет, уже знаем, но если чеховское пророчество подвергнуть историческому счету, то наступит революция 1917 года, в которой не то что Чехова с Буниным – все и всех забудут.

Воображаемый губернский город, где разворачивается действие «Трех сестер» в театре «Около», – послереволюционная территория. Помимо актрис, играющих собственно Ирину, Машу, Ольгу, выйдут в начале и в конце спектакля другие три сестры, как единый образ (Татьяна Лосева, Ольга Бешуля, Елена Кобзарь), в накинутых военных шинелях со словами: «Народу мало. Дождь и снег». Будущее трех сестер (пьеса написана в 1903 году), генеральских дочек, – зона или Харбин, оттого, быть может, и звучит ресторанный шансон русской эмиграции.

Режиссер совмещает настоящее и будущее сестер Прозоровых. В настоящем – это милейшие барышни начала ХХ века. Между ними почти не видна разница в возрасте. На Ольге Марии Кирсановой и Маше Элен Касьяник легкая печать декадентства, а на Ирине Марии Погребничко – авангарда: она в экстравагантном рыжем синтетическом парике, больше похожая на Коломбину. Между Вершининым и Машей здесь ничего не происходит, никакой любви, никаких страданий, прощаний и расставаний. Вершинин Владимира Богданова уж конечно не офицер царской армии, а советской, забредший случайно из «Старшего сына» в «Три сестры». Он привык к общению на плацу и не считает необходимым что-то менять в своем способе общения с гражданскими лицами. Вообще в спектакле диалоги, как правило, переведены режиссером в монологи в зал. Наташа Екатерины Кудринской здесь по виду мало чем отличается от сестер – ни предосудительного сочетания розового с зеленым, ни шокирующих манер. Напротив, хорошенькая, жизнерадостная, очаровательная дрянь. Она не столько захватывает дом, а в спектакле, признаться, и нечего захватывать – не бревно же с солдатским чайником и дырявым рукомойником, – сколько устанавливает свой порядок, удобный ей. Все, быть может за исключением Наташи, кажутся тенями из прошлого, все, не осознавая, чувствуют приближение конца и как мотыльки летят на огонь, подчинившись стихии природы, так милые сестры идут в топку истории.

Какой уж тут монолог о том, что будем жить, как прекрасно играет музыка! Они вползают в век, в котором предстоит в лучшем случае выживать, доживать, но не жить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
808
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
442
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2702
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2134

Другие новости