0
1017
Газета Культура Интернет-версия

31.03.2009 00:00:00

Странные представления о моде

Тэги: выставка, фото


В Новом Манеже показывают первую в рамках VI фестиваля «Мода и стиль в фотографии» экспозицию (о фестивале см. «НГ»-Антракт от 27 марта), объединившую работы Ли Миллер, Пьера Жаана и Натана Лернера. Общая тема смотра 2009 года - «Меняющаяся красота». На пресс-конференции директор МДФ Ольга Свиблова озвучила еще два сквозных мотива показа. Во-первых, сюрреалистическая традиция в фотографии, и во-вторых, мода и стиль в периоды мировых трагедий и кризисов. Уже на открытии первого проекта показалось, что концепция понемногу обо всем здесь совсем неуместна.

Три разных истории. «Легендарная Ли Миллер» (1907-1977) - о фотомодели, возлюбленной сюрреалиста и дадаиста Мана Рэя, которая довольно быстро сама взялась за фотоаппарат. Нью-Йорк, Париж, Лондон┘ В ее объектив попали Чарли Чаплин, Пабло Пикассо (который, кстати, сам в долгу не остался и написал шесть портретов Ли Миллер), Макс Эрнст, Жан Кокто┘ Миллер занималась fashion-фотографией, работала для Vogue, для которого, кстати, сделала и шуточную фотосерию во славу богемных друзей («Гость за работой»), представив их в своем доме в Сассексе. А вот сюрреалистические эксперименты: бреется, как бы исчезая с фотобумаги, Ман Рэй. Или возникает женский портрет с эффектом пересвеченного кадра - портретная проба в технике соляризации, в которой работали Ли Миллер и Ман Рэй.

Вторая история - «Ретроспектива» Пьера Жаана (1909-2003). Уроженец Амбуаза, работник банка оставляет службу и отправляется, разумеется, в Париж, где довольно скоро находит свое новое поприще - фотографию. Модная фотография по Жаану - это пухлая девушка, кокетливо закусывающая травинку, в цветастом платье до колена (дань экономии материала в непростое время) и с лихим бантом на кудрявой голове; это снимки для магазина «Les Trois Quartiers»; это интрига, завязывающаяся вокруг флакона марки Piguet и кинжала┘

Наконец, третий проект - «Наследие Баухауза в Чикаго» - представляет Натана Лернера (1913-1997). Выходец из семьи эмигрировавших украинских евреев, Лернер вообще-то учился живописи. Параллельно, в 35-м году начал серию фотозарисовок о бедном рабочем квартале Максвелл Стрит: подсмотрел, как возится над чем-то бородатый старик, как спит рабочий┘ В 1937 Лернер стал одним из первых художников в Новом Баухаузе, чикагском детище Ласло Мохой-Надя, решившегося распространять в Штатах прогрессивные идеи Баухауза европейского. Начинаются лернеровские фотографические эксперименты со светом, который, по словам мастера, может быть не просто освещением, а неким медиумом. Появляются опыты с абстрактной фотографией, сосредоточившейся на геометрии форм и игре света - и с фотографией сюрреалистической, сплавляющей, например, в портрете лицо с наждачной бумагой.

Однако перечисленное отступает на второй план перед снимками времен Второй мировой войны. У Ли Миллер это фото из книги «Ужасная слава» с поверженной, «убитой» статуей. И знаменитый снимок «Ремингтон молчит», напоминающий о бомбардировках Лондона. Но самое страшное - репортажи из Дахау и Бухенвальда с человеческими останками в кремационных печах, с погибшими и с теми, кто пережил освобождение Дахау┘ Пьер Жаан тайно готовил репортаж о том, как немецкие солдаты увозили из Парижа бронзовые и медные статуи, чтобы переплавить на оружие (в 46-м эти снимки стали книгой «Смерть и статуи», текст к которой написал Жан Кокто). Как такое может выступать под вывеской «Мода и стиль в фотографии», как это могло попасть в выставку-открытие? Тут совсем другая страница, которую по меньшей мере странно, как предлагают организаторы, переворачивать походя, наряду с модными картинками. Непонятно и то, как относится к теме показа хроника повседневности Чикаго времен Великой депрессии у Натана Лернера.

Концепция фестиваля не выдержана. А если пытаться все оправдать решением в целом осветить творчество фотографов, занимавшихся в том числе и fashion-съемкой, то почему бы не назвать это просто фотофестивалем, не примешивая сюда моду, о которой говорится не так много и, кажется, неуместно, когда речь заходит о больших трагедиях.

Складывается стойкое ощущение, что чередующиеся смотры МДФ - «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии» - на самом деле примерно одно и то же, иногда даже с одними героями: из года в год, например, привозят (что на «Фотобиеннале», что на «Моду и стиль») Жака-Анри Лартига с его «фотоальбомом» семейной жизни (сейчас его можно посмотреть на другой площадке, в Манеже). Зрителю предлагают качественные экспозиции известных классиков и открываемых в России мастеров - и за это спасибо. Но специфика жанров стирается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1101
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
565
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3136
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2482

Другие новости