0
1483
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2010 00:00:00

За кем будущее

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Александровна Гайкович - обозреватель отдела культуры "НГ".

Тэги: москва, музыка, концерт


москва, музыка, концерт Успешный Пьер-Лоран Эмар.
Фото с сайта Www.classicalarchives.com

В Москве прошли концерты французского пианиста Пьер-Лорана Эмара – спасибо перекрестному году, неумолимо подходящему к завершению. В Московской филармонии даже созданы два специальных абонемента «Год России–Франции», и завершат их гастроли знаменитого оркестра французского радио, дирижера Мунг вун Чунга и пианистки Элен Гримо (14 и 16 декабря). Пьер-Лоран Эмар также сначала сыграл с оркестром – правда, российским (НФОР), а затем дал сольный концерт. Он играл французскую музыку XX века – леворучный концерт Равеля, его же «Отражения», 8 прелюдий Мессиана и «Нотации» Булеза.

Эмар в России – как на американских горках. Его первые гастроли в Москве, еще в 1981 году, были полуподпольными: в Физическом зале Академии наук он играл культовые «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана – сочинение, патологически невозможное на концертной советской эстраде. Пять лет назад Эмар выступал на титулованном фестивале «Владимир Спиваков приглашает┘» в полупустом Светлановском зале Дома музыки. Хотя в программе был всего лишь концерт Моцарта, а не авангардные штудии Штокхаузена или Булеза. Говорят, после того как нечто подобное произошло с Григорием Соколовым в начале 2000-х, он наотрез отказался приезжать в Москву, какие бы горы золотые ни сулили продюсеры.

К счастью для нас, Эмар не был таким категоричным – ибо где бы нам еще услышать такое совершенное (и для нашего уха необычное) исполнение французов. То, что в скобках, относится, конечно, к Равелю – в интерпретации Эмара меньше всего было канонической по нашим представлениям «игры полутонов», больше – игры ярких насыщенных, динамических, а местами и драматических пластов, где один фактурный слой не заигрывает, а скорее конфликтует с другим. То, что за скобками, – к Мессиану и Булезу. Мы ведь слушали пианиста, который перенимал материал из первых рук, а если подключить фантазию, его руки – проводники, через которые с нами говорят авторы? Нотации Булеза – первые опыты Новейшей музыки – звучат у Эмара ясно с точки зрения музыкального языка и формы как барочные экзерсисы (старая музыка находится на другом полюсе интересов Эмара, и ей он предан с не меньшим фанатизмом, чем новой; так, только на настройку рояля для записи Искусства фуги ушло полтора года). А прелюдии Мессиана, хотя и ранние, с присутствием влияния Дебюсси (особенно, как говорил автор, в названиях) в исполнении Эмара уже рисуют духовного отшельника, стремящегося постичь вечность.

С музыки Мессиана совершенно органично началось вхождение Эмара в мир музыки вообще и на большую концертную эстраду в частности. В 12 лет он был представлен композитору и через несколько лет выиграл концерт его имени, учился в Парижской консерватории у жены композитора Ивонны Лорио. Затем чуть меньше 20 лет был солистом ансамбля Пьера Булеза Ensemble Intercontemporain – одного из самых маститых пропагандистов современной музыки. То есть перед нами музыкант, чья карьера началась парадоксальным для нашего понимания образом – не через Бетховена и этюды Листа: Эмар сделал себе имя на современной музыке. Но не остановился, как можно было бы предположить, на репертуаре из ХХ века (это путь тоже вполне достойный): скажем, он готовится к записи музыки Листа – на лейбле Deutsche Grammophon, где очень избирательно относятся к репертуару и работают только с лучшими музыкантами.

Нельзя сказать, что пример Эмара типичный. Но возможный. Оговоримся – на Западе. Представить, что в России 12-летнего подающего надежды мальчика приведут к современному и именитому композитору и он сделает мировую карьеру, сложно, если не сказать невозможно. Триада школа–училище–вуз и консервативный репертуар, конечно, доказали свою жизнеспособность. Но на вопрос «Играешь ли ты современную музыку?» студенты консерваторий до сих пор отвечают: «Да, Прокофьева и Шостаковича». Редкие отваживаются взять сочинение студента-композитора, да и то по дружбе (платить ведь мало кто может, а учить надо). А ведь в этом и кроется основная проблема отечественной композиторской школы – некому играть.

Не секрет, что дорожка, по которой новая (часто очень сложная) музыка прокладывает путь к сердцу – или хотя бы интересу слушателя, – через исполнителя. Если Денис Мацуев, предположим, возьмет в свою программу не только Щедрина, но Кузьму Бодрова – какой был бы резонанс. К замечательной новации Министерства культуры, обязывающей оркестры играть новую музыку, даже сами композиторы относятся скептически – автор этих строк тому свидетель (на программе «Пресс-клуб» телеканала «Культура», куда была приглашена и обозреватель «НГ»), дескать, будут киномузыку играть. А дирижеры государственных оркестров, в свою очередь, признаются, что играют современную музыку не потому, что хочется, а потому, что надо (подобную мысль высказал Марк Горенштейн, когда комментировал той же «Культуре» открытое письмо молодых композиторов, призывавших к реформам). Да, новая музыка не так близка, как Бетховен или Шопен, приближение к ней требует определенной работы. И может быть, сейчас настал тот самый момент, когда нашим выдающимся музыкантам стоит переступить через себя и хотя бы иногда обращаться к сочинениям последнего времени – ради будущего нашей музыкальной культуры, ради того, чтобы и в России когда-нибудь появился свой Пьер-Лоран Эмар?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1879
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
899
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4496
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3490

Другие новости