0
1620
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2012 00:00:00

Опера спасет мир

Тэги: опера, покровский


опера, покровский Режиссер Борис Покровский.
Фото РИА Новости

Еще 95-летие Борис Александрович Покровский отмечал премьерой: тогда в Камерном театре он поставил комическую оперу Чимарозы «Тайный брак». Сегодня в Камерном театре – он уже носит имя своего создателя – откроют музей Бориса Александровича.

Сегодня здесь – да и в любом российском оперном театре – работают люди, которые оттолкнулись (приняв или не приняв) от системы Покровского. Тот же, в свою очередь, «плясал» от Станиславского. Он буквально с благоговением наблюдал за работой кумира, параллельно сидел на репетициях Мейерхольда и однажды – из уважения или чтоб угодить режиссеру – на его вопрос «Кто Герман? Игрок или любовник?» ответил: «Игрок». Хотя уже тогда, наверное подсознательно, понимал: «Любовник». Умение почувствовать, а иногда и расшифровать в партитуре мысль композитора, четкое понимание выражения «музыкальная драматургия», с одной стороны, и уроки Станиславского – с другой, а еще интуиция, колоссальное упорство и трудолюбие и сделали Покровского Покровским. Режиссер главный? Да, безусловно. Он проводник между композитором и зрителем. Он при этом хороший режиссер, всегда понимал значение певца и – обязательно – актера. Они, пусть капризные и самовлюбленные, донесут твою мысль до слушателя. Ты лишь направляешь. Должен ли режиссер быть тираном? Да. Другом? Да! Даже те, как вспоминал сам Покровский, кто приходит ругаться и топать ногами, через десять минут становились его поклонниками. Сила обаяния и убедительности.

Одно из высказываний Покровского цитировали, кажется, все, кто о нем писал. Суть его такова: нужно запретить все, кроме оперы, на три дня, и тогда нация прозреет. У кого-то эти слова вызовут улыбку, у кого-то усмешку или даже ухмылку, но он свято в эту истину верил и всей своей жизнью – долгой и, наверное, счастливой – доказывал ее правоту.

После Горьковского оперного театра, который Покровский отказывался называть провинциальным, он попал в Большой, с которым не расставался несколько десятков лет. Сегодня уже, возможно, не так остро воспринимается скандальная ситуация с его уходом – когда невмоготу стало бороться с интригами, он положил на стол министра культуры заявление об уходе. Вместе с этим заявлением скорее всего и кончилась золотая эра в истории Большого – сила инерции через какое-то время иссякла. Худрука такого же масштаба (по крайней мере такого, что продержался бы в театре долгое время) здесь больше не было. Постепенно из репертуара вытеснили все спектакли Покровского. От последнего предложения – «Войны и мира» – он отказался сам, ведомый естественным страхом – «А вдруг не получится так же хорошо, как прежде?» «Войну и мир» Покровский готовил к мировой премьере, эта опера принесла ему не только Сталинскую премию (каких будет еще несколько) – настоящую славу. Одобрение композитора, которого, к слову, он заставил написать один из лучших фрагментов партитуры – вальс Наташи. Чутье и режиссерская хватка – Прокофьев наотрез отказывался писать жанровую (наверное, считал ее пошлой) музыку. Но вальс прислал – конверт доставили прямо на репетицию, Самосуд играл его по рукописи.

А уход из Большого, наверное, был закономерен: как любой великий человек, Покровский не принял образ мученика, а стал созидателем, вложил все свои силы в Камерный театр. Неизвестно, есть ли в мире его аналоги. Приоритет в репертуаре: старые оперы и новинки – те, что сегодня, может быть, и не оценены по достоинству. В труппе – молодежь, те, кто как губка будет впитывать суть его метода: вокалист на сцене – не поющая, пусть и ангельским голосом, статуя, он – актер, который любыми средствами – мимикой, жестом, движением – раскроет характер персонажа. Сцену императорского театра Покровский сменил на подвал, но в этот подвал было не пробиться! Ему Шостакович доверил «Нос» – спустя шесть десятков лет после премьеры, проваленной критиками; этот спектакль и сегодня считают легендарным. 23 января в Камерном театре откроют «Комнату Мастера» – мини-музей Бориса Покровского, где представлены его личные вещи и автографы, эскизы костюмов и декораций, афиши и фотографии, рассказывающие об истории театра. А гала-представление «Диалоги с Покровским» откроет фестиваль к 100-летию режиссера: фрагменты из лучших постановок Бориса Александровича вступят в диалог с его собственными словами – фрагменты из книг режиссера прочтет Сергей Юрский.

Он был гуманистом до мозга костей и считал отношение человека к человеку залогом культуры, без которой страна погибнет. В «Геликон-опере», где Покровского почитают как Учителя, тоже отметили его 100-летие. Пришла вся семья великого режиссера – вдова, народная артистка СССР Ирина Масленникова, дочь, народная артистка России Алла Покровская, внук – актер Михаил Ефремов... Видеофрагменты неизвестного интервью Бориса Александровича чередовались с фрагментами из «Пиковой дамы», «Аиды», «Золотого петушка», «Мазепы» – артисты старались исполнить их «по заветам Покровского». В финале, после хора Чеснокова «Да исправится молитва твоя» – последний видеофрагмент: «Опера спасет мир┘ Вспомните еще слова старика Покровского».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1181
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
603
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3287
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2580

Другие новости