0
1859
Газета Культура Интернет-версия

26.11.2012 00:00:00

Зороастризм для Шекспира

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Иранский Макбет. С зороастрийской палочкой.
Фото с сайта театра «ФЭСТ»

«Макбет. Только первая собака знает, почему она лает» – так называется спектакль иранского театра Titowak, показанный даже не в Москве, а в подмосковных Мытищах, где до 30 ноября проходит международный фестиваль «Подмосковные вечера». Час пятнадцать в жанре трагедии-ритуал Zar вполне можно представить и в афише проходящего сейчас в центре столицы фестиваля нового европейского театра NET.

Час пятнадцать – этого времени хватило иранскому театру Titowak, чтобы учесть и «пересказать» все главные события, описанные у Шекспира в трагедии «Макбет». Все есть, точно сдается по описи: сдал – принял.

Незнание языка и театральных, а также культурных традиций, конечно, не способствует пониманию спектакля, а тут еще – уже после спектакля, на встрече со зрителями, режиссер признается, что палка в руках у Макбета, тонкая, с закругленным концом, – необходимый реквизит в зороастризме. А что знает наша публика про зороастризм? Ну, кроме того, что так говорил Заратустра... В общем – всё или – почти всё.

Иранский театр – конечно, экзотика. Смотришь на сцену, следишь за событиями хорошо тебе известной трагедии Шекспира и не можешь не отметить, как, погибая, героиня по-прежнему озабочена незакрытой тонкой полоской тела: ты этой полоски и не видишь с расстояния в пять–семь метров, а она – чувствует и незаметно старается прикрыться. Вне сцены, кстати, актрисы держатся свободнее.

Глядя на сцену, отмечаешь неслучайность выбора – среди всех других – именно этой трагедии, и у Шекспира опирающейся на старинные легенды, которые, в свою очередь, вероятно, выросли из еще более древних мифов.

Слепые в белых одеждах пересекают сцену по диагонали, держась за плечо друг друга, – напоминают одновременно и Брейгеля, но также и шекспировских бесполых ведьм, роли которых уже не раз отдавали актерам-мужчинам.

Слов – немного, так что определение «трагедии-ритуал» кажется оправданным, верным. И смерть героя в финале «обряжена» в несколько следующих одна за другой метафор: рассыпается горсть бусин, которые громко скачут и катятся по сцене, а следом падает и разбивается глиняный кувшин. Все понятно, хотя и не на русском языке…

Этот театр, вопреки географической привязке в буклете, приехал вовсе не из Тегерана, они – с юга Ирана, где пересеклись когда-то все главные дороги мира: в Индию, в Северную Африку, Аравию. «Такого перекрестка больше не было нигде, можете судить по нашим лицам», – говорит режиссер. И правда – одни больше похожи на негров, другие – почти европейцы, третьи – с зауженным разрезом глаз: полнейшая дружба народов.

Пустая сцена, почти никакого реквизита, каждая деталь играет одну-две-три роли, полоска красной ткани – материал, готовый сыграть все, и про жизнь, и про смерть. В позах актеров, в их пластике обнаруживаешь то известные по каким-то рисункам и даже спектаклям нашего времени приметы площадной итальянской комедии дель арте, то вдруг – чуть ли не цитаты из уроков по биомеханике Мейерхольда. Смотришь и думаешь: как же сильна старинная театральная традиция, как укоренены в культуру все открытия театра ХХ века. Оказывается – все не так. Для режиссера, выясняется, вправду важны были и биомеханика Мейерхольда, и комедия дель арте, и даже психологический жест Михаила Чехова. Техника актеров – почти цирковая, пластичны они – точно вышли на театральную сцену, покинув манеж.

Почти без слов иранским актерам удалось передать тем не менее и орнаментальность своей культуры – этакое вышивание по краям шекспировской трагедии. Как написал Фирдоуси: «И тот, в ком светоч разума горит, Дурных деяний в мире не свершит. Как милость неба отличить от гнева, О мудрецы, ответите ли мне вы?»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1581
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
778
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4001
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3100

Другие новости