0
1838
Газета Культура Интернет-версия

28.01.2013 00:00:00

И козочки белые к бубликам тянутся

Тэги: третьяковка, выставка


третьяковка, выставка Каплан иллюстрирует Шолом-Алейхема.
Фото с сайта Третьяковской галереи

То, как Каплан делал свои литографии, было, по словам друзей, «мучением камня». В результате появлялись листы с вибрирующей, как воздушной дымкой подернутой атмосферой. Так было в гравюрах и в рисунках. В иллюстрациях к Шолом-Алейхему и в пейзажах Ленинграда и Урала. Несмотря на мастеровитость и на то, что он никогда не был обделен выставками, на магистраль истории искусства Каплан не вышел. Впрочем, магистрали его вряд ли тревожили, в чем можно убедиться на очередном показе – на этот раз больше 70 работ – из собрания Исаака и Людмилы Кушнир. Есть здесь вещи и из ГТГ.

Теплое марево, разлитое в интерьерах с читающими старцами и влюбленными парами, меланхоличные пейзажи, в которые переместились все те же воркующие молодые, шоломалейхемовский «Заколдованный портной», «Тевье-молочник», «Стемпеню», «Еврейские народные песни» в рамах традиционных орнаментов. Монохромные, подцвеченные, цветные. Дождливый «угольный» пейзаж родного Рогачева, которым перебравшийся в Ленинград Анатолий Каплан (1902–1980) грезил всю жизнь, как Шагал Витебском. Под дождем – на плетне кувшин, на насестах нахохлившиеся куры, под лавкой озябшая жучка задумчиво созерцает напоенную сверх меры землю. Литографии, офорты, рисунки, даже масло на бумаге – с козой, навострившейся, кажется, на цветущую яблоню возле дома. Но больше всего гравюр на камне.

Камерный, дымчатый мир литографий давался сопротивлением камня, противостоянием ему. Один из самых любимых у нас книжных графиков Владимир Конашевич описывал, как Каплан «склонившись над камнем… тер его, чернил, замазывал тушью, скоблил и царапал всеми инструментами, которые мог раздобыть». Тот самый Конашевич, который вместе с другим иллюстратором Владимиром Лебедевым пришелся не ко двору советской власти, о чем она заявила в 1936-м со страниц «Правды» текстом «О художниках-пачкунах». Каплана бури миновали. В 1966-м он участвовал в Венецианской биеннале, прижизненные вояжи его работ прошли от Тель-Авива до Нью-Йорка, от Лондона до Дрездена. О нем комплиментарно отзывались Эренбург и Маршак. Его иллюстрации к Шолом-Алейхему – в одном ряду со сделанными Меером Аксельродом и Натаном Альтманом. Но в большую историю искусства он не вошел. Может быть, пока. В конце концов в 2011-м в Рогачеве уже прошли I Международные Каплановские чтения, следом за ними в прошлом году в Гомеле – вторые.

Исаак Кушнир покупает Каплана с середины 1970-х, и именно вещи из коллекции четы Кушнир публика видела на крупных показах последних лет: в 2007-м в Русском (тогда же появился большой альбом) и в Пушкинском музеях.

Самые непривычные тут листы – уральские заводы, увиденные Капланом в годы эвакуации. Крупные блоки, подчиняющие пространство, несоразмерное человеку. А потом, с 1944-го по 1954-й – снова Ленинград: снег в «Починке набережной на канале Грибоедова», дождь на улице Чайковского, «Восстановление монумента Петра I около Инженерного замка… Мягкий струящийся свет, горестное, но приятие израненного мира. И вновь – вереница гравюр-рисунков из мира штетла, где пространство сужается, сосредоточивается до улицы, до избы с рябым забором, до комнаты с семьей на золотой свадьбе, до небольших сценок с незадачливым «Заколдованным портным» в цветных узорчатых рамах со львами и птицами, и эти эпизоды напоминают старые фотокарточки, с центра которых кто-то бережно стирает рукой пыль, забывая про края. До карандашного дождя, что ворона пережидает на спине козы, до колыбельной про козочку, что принесет мальчику с базара изюм и миндаль. До схваченного тушью задремавшего торговца – конечно, с козочкой, что тянется к связке бубликов… Родители дали Каплану имя Танхум. Это – «утешитель».

Графические выставки, где кроме прочего можно сравнить иллюстрации разных художников к Шолом-Алейхему:

Графика Анатолия Каплана. К 110-летию со дня рождения. ГТГ на Крымском Валу, до 24 февраля

Меер Аксельрод. «В этих строках все: и что мечталось…» Галерея «Веллум» в центре «Артефакт», с 29 января по 24 февраля


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1802
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
867
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4372
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3396

Другие новости