0
2041
Газета Культура Интернет-версия

21.03.2013 00:01:00

Когда Ильич и "фа/антифа" снова в цене

Тэги: фотография, фотоконкурс, архитектура


фотография, фотоконкурс, архитектура Трудно быть Лениным, Николаем II – не проще. Снимок из серии призера конкурса Василия Попова. Фото с официального сайта ММАМ

Фотоконкурс, архивирующий пульс столичной жизни за предыдущий год, из года в год демонстрирует дыхание, на удивление ровное, в номинациях «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица». Все у нас хорошо, болевые точки отпечатываются на выставках смотра небольшим числом. На этот раз в призеры вырвались и лица протестующих разного толка, только общей картины это пока не меняет.
Среди номинантов и лауреатов все больше молодежи. Это, конечно, радует, но и… опасность тут своя есть. Если память не изменяет, директор ММАМ Ольга Свиблова в прежние годы говорила: нужны конкурсу мэтры, чтобы задавать планку. Не первый раз лауреатом стал замечательный фотограф Владимир Вяткин – за серии «Поколения Москвы в лицах» и «Эхо истории/Мировая культура в лицах». Правда, Гран-при этот почему-то отнесли в номинацию «События и повседневная жизнь» (сумма во всех трех главных номинациях равна 153 963 руб.). Но за мэтра все равно приятно. Первый цикл, кстати, как раз и с демонстрантами, и с ветеранами 9 Мая. Еще один давнишний участник «Камеры» – Георгий Первов – получил спецприз от самого музея. Ежегодно он показывает новые «серии» (на сей раз тут «Говорит и показывает Москва») из длинного опуса с расширением totalrealism, так что на предшествующей награждению выставке среди анонимных работ его снимки узнаются безошибочно. Только интересно, когда в соревновании (пусть и на уровне экспозиции) появляется предсказуемость?..
Со сложной номинацией «Архитектура» – ну, снимают гигантские стройки или окраины, или архитектурные детали, или старые особнячки, но как из архитектуры сделать репортаж о жизни города, пока ответа нет – в нынешний раз было совсем печально. Тем не менее определили лидера – «Архитектурную эстафету» Эдуарда Ильина с внушительными, старыми и новыми, эффектно, как для глянцевого журнала снятыми зданиями, поощрили Гран-при. А ведь можно было с помощью конкурса трубить о той архитектуре, какую спасать надо, о сносах. И репортажи такие, судя по сайту конкурса, присылали, но даже до выставки они, кажется, не дошли. Зато там был, и не единожды, Парк Горького – гордость Сергея Капкова. Учитывая, что конкурс проводится, в частности, под эгидой столичного Департамента культуры, странно было ожидать, что старания фотографов на этой стезе не отметят. Отметили, пусть и спецпризом в позиции «События и повседневная жизнь» – Евгений Барыкинский аппетитно запечатлел пристанище тусовщиков летом и за то удостоился путевки на фотофестиваль в Арль. И памятных значков от директора Парка Горького Ольги Захаровой.
Абсолютным чемпионом нынешнего смотра стал молодой Василий Попов – кстати, ученик Владимира Вяткина. Такая преемственность отрадна, не зря Вяткин задавал планку, подтянулось и новое, его выучку прошедшее поколение. Попов снял одни из самых запомнившихся циклов, и за «фа/антифа» взял Гран-при в «Лицах», а за «Трудно быть Лениным» стараниями спонсоров конкурса (спецприз за «События и повседневную жизнь») отправится на стажировку в Париж, что для молодого фотографа, может, даже важнее денежных наград. Причем кадры с человеком, подрабатывающим Лениным (казалось бы, все мы мимо него то и дело спешим по делам, видели – знаем) – именно история в развитии: какой он дома, какой в образе, какой между съемками. Тут есть репортажность, которой конкурсантам «Камеры» часто недостает. А спонсорская награда за «Лица» досталась Арсению Несходимову (он работал в «НГ», и нам особенно приятно его поздравить) с серией «Танцоры. Нам годы не беда». Еще спонсоры поощрили Александра Уткина, его «Иппоцентр» – о терапевтическом общении детей и взрослых с лошадьми.
Таков расклад основных наград. Но после церемонии думаешь о другом. По-моему, сигнальный звонок для любого конкурса, когда результаты в значительной степени становятся ожидаемыми. На выставках номинантов то, что встряхивает новостные сводки, все-таки остается небольшим довеском на фоне более или менее бесконфликтной картины. На награждении можно навскидку назвать тех же Вяткина и Первова среди осчастливленных призами в прошлом году или, скажем, на церемонии 2010-го. Их мастерства это не умалит. Вопросы тут возникают не к ним, к мероприятию: если уровень задают не так уж много фотографов, означает ли это равнодушие к конкурсу со стороны остальных или же такие критерии отбора, при которых ротация затруднена?   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1721
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
836
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4224
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3282

Другие новости