0
2933
Газета Культура Интернет-версия

04.07.2013 00:01:00

На "Трех Пинто" не налили по пинте

Тэги: театр, камерный музыкальный театр, премьера, опера


театр, камерный музыкальный театр, премьера, опера Все три Пинто. Фото Ивана Мурзина

Камерный музыкальный театр имени Покровского завершил сезон российской премьерой оперы Вебера – Малера «Три Пинто». Выбор сочинения принадлежал музыкальному руководителю театра Геннадию Рождественскому, разумеется, он же представил премьеру публике.
Карл Мария фон Вебер, создатель немецкой романтической оперы, задумал написать комический опус после прочтения в дрезденской вечерней газете новеллы «Битва за невесту». Но последние его оперы «Оберон» и «Эврианта» потребовали слишком много сил, и «Три Пинто» (Вебер дал опере свое название) так и осталась в набросках, можно сказать, похожих на ребус. Тогда вдова Вебера обратилась к другу мужа композитору Мейерберу, который продержал эскизы чуть не двадцать лет – и вернул, не прибавив ни ноты. В 80-х годах XIX века Карл Вебер-младший, внук композитора, присутствовал на пышном праздновании столетия дедушки, когда дирижер Артур Никиш и его помощник Густав Малер исполнили в Лейпцигском театре все оперы юбиляра. Карл,  переписав либретто, обратился к Малеру, и тот, увлеченный оперным сочинительством (а также, как гласит легенда, женой заказчика), согласился взяться за дело. «Три Пинто» стала единственной оконченной оперой Малера.
Вебер оставил план оперы и семь из 17 номеров в клавире. Малер добавил еще четыре из других неоконченных сочинений композитора. Он писал, что в процессе работы становился все более решительным и уже не задумывался, как это сделал бы Вебер, пока в конце концов «каждая нота нового фрагмента не стала моей собственной». Это, по воспоминаниям Малера, были как раз те номера, которые критики и публика назвали «чистым Вебером». Сквозь призму малеровского стиля в воздушной, прозрачной оркестровке слышен великий симфонист, когда расширенный состав оркестра звучит словно камерный, а в очередном лендлере или полонезе сквозит малеровская улыбка: через изящный подголосок, ажурное соло духовых или вступление «проснувшихся» ударных.
Кто же такие эти Пинто? (Опера незнакомая, и журналисты часто превращали Пинто в пинту. В театре была идея наливать в антрактах зрителям «по пинте» – но поддержки у руководства не нашла). Вчерашний студент дон Гастон (Алексей Сулимов) в сопровождении слуги Амброзио, типичного «Лепорелло» (Алексей Морозов), направляется в Мадрид и встречает дона Пинто де Фонсека (Анатолий Захаров), направляющегося с письмом от своего отца к невесте, которую в жизни не видел. Дон Гастон оставляет спящего Пинто в таверне, крадет письмо и отправляется под видом дона Пинто посмотреть на невесту Клариссу (Татьяна Конинская). А та влюблена в дона Гомеса, он тоже решает выдать себя за Пинто. В результате в доме дона Панталеоне, отца Клариссы (искрометная работа Германа Юкавского), собираются три Пинто.  
Режиссер Михаил Кисляров выбирает стилистику парижской школы мимов и посвящает постановку Марселю Марсо. Герои оперы списаны с образа клоуна Бипа – в белых трико, тельняшке, короткой курточке и потертой шляпе. Художник Сергей Бархин строит патио испанского дворца в мавританском стиле – днем оно залито солнцем, а вечером сквозь прорези в крышах льется лунный свет.
Певцы стараются походить на мимов, а еще на циркачей: одновременно с пением балансируют на стульях и покатом подиуме, рискуют. Выход маэстро Рождественского обставляется каждый раз особым образом. Как и напоминание выключить телефоны (в третий раз это кажется лишним). Геннадий Николаевич вступает в диалоги с актерами, отпуская шутки то на немецком, то на русском. Кстати, постановщики решили исполнять музыкальные номера на языке оригинала, а диалоги, чтобы объяснить интригу и избавиться от необходимости бегущей строки, давать на русском. Какие-то фрагменты спектакля сделаны  очень удачно, скажем, «кошачья» ария дочки трактирщика (Александра Мартынова) или любовные сцены, разыгранные словно на экране, с непременными зрителями, поглощающими попкорн. Периодически от наслоения мимов пестрит в глазах, а от количества юмора, как ни странно, начинаешь скучать.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1850
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
887
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4452
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3462

Другие новости