0
2981
Газета Культура Интернет-версия

20.08.2013 00:01:00

Ремесленная мастерская по внедрению действенного анализа в жизнь

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – завотделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: театральный фестиваль, любимовка


театральный фестиваль, любимовка Читка пьесы Елены Исаевой. Фото Марины Каминской

Первым театральным фестивалем сезона традиционно становится «Любимовка». В этом году этот фестиваль молодой драматургии пройдет в Театре.doc c 1 по 8 сентября. Однако трудно найти сегодня театр, который бы не проводил на своей сцене какую-нибудь мастерскую, лабораторию, семинар, с читками новых наших или зарубежных пьес, с приглашением молодых режиссеров. Другое дело: редко когда у режиссера имеется счастливая и век-полтора тому назад естественная возможность познакомиться и поговорить с автором, а «где нужно – поправить». Такой вот диалог прошел этим летом под Егорьевском, в творческой усадьбе «Гуслица». Идея была наша, вместе с драматургами Ольгой Михайловой и Еленой Исаевой мы решили организовать такую вот встречу, подобную тем, что несколько лет назад проходили под водительством Михаила Угарова в Ясной Поляне. Угаров этим летом «ушел» с головой в съемки своего первого фильма «Братья Ч.» по пьесе Елены Греминой, а бывший директор Центра драматургии и режиссуры Людмила Цишковская взялась за организацию семинара. «На своем веку я повидала столько конфликтных ситуаций, когда режиссер и драматург доходили в своем неприятии и непонимании друг друга буквально до ненависти, – рассказывает она. – Потом в конфликт включались актеры, и пошло-поехало! На урегулирование таких непониманий между драматургом и режиссером тратится очень много энергии, сил, ресурсов. Очень важно понять причину, спокойно в ней разобраться, договориться о терминах, наконец, услышать друг друга, а не стоять насмерть на своих принципах».
Гуслица – место новое, полуразрухой и фабричным прошлым напоминающее модные московские АртПлей и Фабрику, а тем, что здесь уже нашли себе пристанище художники, для которых Гуслица стала арт-резиденцией, – еще и Винзавод.
Сегодня много говорят о государственно-частном партнерстве и, кажется, от разговоров переходят к делу. В Москве в июле объявили о конкурсе на новое здание ГЦСИ, и Минкульт, естественно, радуется, что все расходы по проведению международного конкурса, а это немалые деньги, берет на себя недавно собранный попечительский совет будущего музея современного искусства. Гуслица, как и Винзавод и АртПлей, – частная собственность, но купившая бывшую фабрику прекрасная женщина Ирина Николаева решила, что место это для бизнеса не самое подходящее, и превратила ее в арт-резиденцию для художников. В сентябре здесь откроется один из проектов Московской биеннале современного искусства, курирует его Олег Кулик. А режиссерско-драматургическую лабораторию в Гуслице поддержал столичный Департамент культуры.
Собрали, по словам Михайловой, «восемь пар «чистых» и «нечистых», неделя жизни бок о бок и – восемь показов, по два в день, с предварительным разговором «о терминах». Первый вечер Михайлова предложила посвятить 15 вопросам по методу действенного анализа Станиславского, потому что, говорит Михайлова, «пространство встречи драматурга и режиссера – это действенный анализ. Казалось бы, где, как не в российских вузах этому должны обучать. Ан, нет. Кто-то что-то слышал, примерно представляет, а уж пользоваться мало кто умеет. А ведь это не просто метод работы и драматурга при написании пьесы, и режиссера при ее постановке. Это пространство ссоры. Режиссер говорит: у тебя здесь нет действия. Автор возражает: как это нет? Полно действия! Одно только действие и есть! Дальше больше, и вот они уже враги. А всего-навсего надо было для начала определить, что мы называем действием, а что – сквозным действием. Что – задачей, а что – сверхзадачей».
Самый молодой автор – 22-летний киевлянин Владимир Хохлов написал пьесу о Чернобыле «Индифферентность». Катастрофа случилась до его рождения, казалось бы, как спрашивают в подобных случаях, «что им Гекуба, что ему Гекуба?». А история – и в пьесе, и в показе, который готовила Ольга Лысак, – живая, волнующая, даже захватывающая. В Гуслице много разных хороших мест для игры. Лысак выбрала старый полуразрушенный цех, куда и зрителей-то пришлось проводить по одному, с соблюдением особых мер безопасности. Сергей Шевченко «Мангровые рощи» Натэллы Ермаковой показал в мансарде на фоне экзотических растений, пения птиц и шума ветра, а под лестницей чугунного литья XIX века очень органично смотрелся показ Риты Саар «Доку.Мент» Марины Крапивиной, пьесы, которая начата была в мае на семинаре Пензенского драмтеатра «Пенза как она есть». Из пензенского проекта «перекочевали» в Гуслицу документальные истории Виктории Доценко и Елены Исаевой, про ветеранов разных войн и про то, как непросто выйти замуж хоть в Пензе, хоть в любом другом городе России. Исаевская пьеса заключала собой серию показов, внутри которой нашлось место для пьесы опытного проводника и апологета сюрреализма на сцене и в жизни Александра Чугунова, который предложил для семинара вполне документальный сюжет из ленинградской блокадной жизни (режиссер – Марина Перелешина). А самым маститым участником стал Анатолий Королев, пьесу которого «Формалин», остросюжетную, почти детективную (интеллектуальный детектив, отчасти в духе его же романа «Стоп, Коса!»), готовил к показу Алексей Жиряков, который вырвался почти на неделю со съемок. Торопилась на съемки в Воронеж и Ольга Лысак, но в итоге и она «досидела» до самого конца мастерской и уехала в ночь только после закрытия, чтобы к утру попасть в кадр. Вот это было дорого: все работали на всех, не было привычных приезжающих и уезжающих команд. Сегодня ты режиссер, и другие режиссеры и актеры играют в твоем показе, а завтра ты кому-то помогаешь, становясь актером у другого режиссера в другой пьесе. И вот это соседство и энергообмен в обе стороны людей от 20 до 70 лет были чрезвычайно и новыми (для сегодняшнего театра), и важными.  
Приятно, что многие не только познакомились, но и передружились и теперь встречаются уже в нерабочее время, но важнее, что какие-то читки появятся, хочется верить, осенью в Театре.doc, другие – в Доме актера, а пьесы, начатые в Пензе, следующей весной будут поставлены в Пензенском драмтеатре.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
253
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
224
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1885
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1434

Другие новости