0
2998
Газета Культура Печатная версия

27.08.2013 00:01:00

Памяти Лилии Толмачевой

Она была одним из основателей театра "Современник"

Тэги: лилия толмачева, некролог


лилия толмачева, некролог

В ночь на понедельник не стало Лилии Михайловны Толмачевой. В июне ей исполнился 81 год, но она давно и тяжело болела, и даже прошлогодний юбилей оказался смазанным этим недугом. Хотя трудно представить юбилей Толмачевой каким-то пышным и официальным торжеством, поскольку сама она была человеком неофициальным, принципиально – вне официоза.
В один из недавних юбилеев «Современника» они выходили на сцену еще втроем – последние из основателей: Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева. Они уходят…
Успешные, востребованные, они в 56-м уходили «в никуда», поскольку успех-то обещан не был, репетировали ночами, ночью играли. Толмачева окончила Школу-студию МХАТ у Станицына, еще на третьем курсе вышла замуж за Олега Ефремова, очень скоро они разошлись, но восторг, восхищение и дружба сохранились до последних дней – и его, и ее жизни. Поэтому, не задумываясь, она оставила Театр имени Моссовета, где уже играла главные роли и впереди было много главных ролей в спектаклях Завадского, – ради будущего их театра, их «Современника».
В первом спектакле молодого театра, в «Вечно живых», она играла Ирину Бороздину, потом были роли в спектаклях по пьесам Розова «В добрый час» и «Традиционный сбор», в «Обыкновенной истории» – пьесу по роману Гончарова для «Современника» написал тоже Виктор Сергеевич Розов. Тамара в «Пяти вечерах», Надя в «Старшей сестре» – перечисляя роли Толмачевой, понимаешь, что она была этаким камертоном, ее голос, неповторимая интонация были очень важными, существенными для «Современника», и, когда сегодня говорят о какой-то новой правде театра, надо непременно делать поправку на голос Толмачевой, одновременно сочетавший и какую-то необыкновенную, предельную искренность, и особую хрустальность, прозрачность, то есть особую театральность звучания.
Важно, наверное, сказать еще, что вторым мужем Толмачевой стал Виктор Фогельсон, известный всей Москве редактор, друг всех поэтов тогдашней чрезвычайно стихотворной эпохи, когда, как заметил Слуцкий, лирики были в загоне. Поэты, писатели – лучшие, самые лучшие – были постоянными зрителями и друзьями «Современника», и эти встречи и разговоры часто происходили у них дома.
В последние годы она немного играла, но это были роли, как и когда-то, очень важные, смыслообразующие, и в «Титуле», и в «Крутом маршруте», конечно. И потом, как и в первые годы театра, Толмачева всегда, почти до последних своих дней, сохраняла связь с театром, приходила на все премьеры непременно, потому что театр этот был ее делом жизни, ради ролей в нем, ради счастья каждый вечер выходить на сцену она отказалась от карьеры в кино, хотя предложений было много. Подтянутая всегда, в спортивной курточке, в кроссовках… Она была примером для многих, на таких, как она, хочется быть похожим, потому что это была жизнь, прожитая чисто – и в искусстве, и вне сцены тоже.    
«НГ»

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Жалеть и защищать

Жалеть и защищать

Не стало Людмилы Михайловны Алексеевой – легенды правозащитного движения

0
872
Не стало писателя Андрея Битова

Не стало писателя Андрея Битова

Его называют одним из основателей русского литературного постмодернизма

0
1130
Режиссер осязаемых метафор

Режиссер осязаемых метафор

Елизавета Авдошина

Умер Эймунтас Някрошюс

0
1186
Психоанализ без Павла Гуревича

Психоанализ без Павла Гуревича

0
1877

Другие новости

Загрузка...
24smi.org