0
2258
Газета Культура Интернет-версия

18.11.2013 00:01:00

В оппозиции короткой памяти

Тэги: минск, фестиваль, песня


минск, фестиваль, песня Владимир Федосеев всеми силами воскрешал у нового поколения солистов эмоции военных песен. Поет Карина Чепурнова. Фото автора

В Минске завершился фестиваль российско-белорусской дружбы «Дни духовной культуры России в Белоруссии». Его кульминация – концерты Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Фестиваль проводился под патронажем Министерств культур двух союзных республик. В Национальном художественном музее Республики Беларусь открыта выставка православной иконы. Произведения из Третьяковки соседствуют с иконами из Восточной Европы, в которых византийский канон необыкновенным образом «поправляется» местными традициями, а лики святых странным образом наделены портретными чертами. Привычные нам образы Древней Руси в школах Белоруссии и Украины претерпевают неожиданные метаморфозы благодаря влиянию католических школ и обильно цитируемых книг эмблем и символов. Подобная экспозиция – лучшее свидетельство диалога и взаимовлияния наших культур с эпохи Средних веков.
Министерства культуры двух стран в рамках фестиваля решили провести бескомпромиссный и решительный эксперимент: силами Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, молодых солистов Мариинского театра исполнить программу из давно ставших народными песен военных лет. Логику радикального эксперимента примерно можно объяснить так: вот есть у нас Эрмитаж, там висят рубенсы всякие и тицианы. А мы возьмем и повесим рядом с «Марией Магдалиной» и аполлонами лубочные картинки и наивное искусство. Пускай шедевры потеснятся. Оркестр, только что гениально сыгравший Третью Брукнера, завершивший триумфальные гастроли по Великобритании, вынужден был срочно «переформатироваться» под саунд-треки песен «Давай закурим» и «Потому что мы пилоты». Солисты, блистающие в партиях опер Вагнера и Мусоргского, обязаны были за несколько дней перестроить голос под песни «Эх, дороги», «Смуглянка» и «Тальяночка». Как говорил в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» герой Евгения Леонова, «испытание – оно для всех испытание».
Безусловным победителем в нем вышел художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимир Федосеев. Он отнесся к странной на первый взгляд идее не только с должным пиететом, но с подлинной страстью человека, пережившего войну и блокаду, а потому знающего цену простодушной эмоции военных песен. Он-то понимает: именно эти песни поколению военного и послевоенного времени помогали жить, дарили надежду, смиряли с судьбой. Потому свою миссию Федосеев увидел в воскрешении той исторической памяти, что порядком выветрилась в информационных сквозняках сегодняшнего дня.
Как рассказал мне маэстро, прежде всего необходимо было сделать новые аранжировки партитур всех песен: то, что сразу удалось найти, никуда не годилось. Музыка всех песен (включая великие «Темная ночь», «Синий платочек», «В землянке») записана была упрощенно, примитивно. Много времени и средств было потрачено на редактуру – на то, чтобы музыка стала сложной, красивой, живой. Другая проблема: взаимопонимание с мариинскими солистами. Три певца и две певицы сперва силились петь военные песни поставленным оперным голосом, мощно, но бессмысленно, не попадая в образ и в интонацию. Уговорами и терпением маэстро Федосеев учил пониманию того, как можно петь Баснера, Богословского и Окуджаву, чтобы не стены сотрясались, а люди плакали. Ведь тут надобно смирение: для искренности эмоции требуется держать голос, в буквальном смысле «наступать на горло собственной песне». Диалог элитарных музыкантов с простодушным материалом налаживался трудно.
И вот концерт. Полный зал Минской филармонии. Огромный оркестр. Прекрасные певцы. Музыка каждой песни аранжировалась оркестром столь изысканно, что иной раз не покидало ощущение, будто слушаешь большую форму. В конце концов в таком качестве и каждой песне выпало испытание: ее словно тестировали на высококлассном акустическом аппарате, сверхчувствительном к претенциозности и фальши. Солисты в результате не подвели. Каждый из них держался своего образа, соотносимого с известными характерами советского времени: меццо-сопрано Екатерина Сергеева – с благородными сердечными героинями Клавдии Шульженко, тенор Александр Трофимов – с удалью героев песен Утесова, баритон Алексей Марков – с высокой скорбью лирических героев Юрия Гуляева и Эдуарда Хиля.
Наибольших побед в деле оживления исторической памяти достигли два солиста, которых ни с кем не хочется соотносить, настолько искренне, точно и своеобразно создавали они собственные версии. Имею в виду молодых солистов Мариинки Карину Чепурнову (сопрано) и Вадима Кравца (бас). Вулканический темперамент Вадима и вдохновенный артистизм Карины позволили наслаждаться каждой песней  как мини-спектаклем, объемной и интересной историей. Редко случается на концертах, чтобы люди рыдали с первых же минут: так произошло, когда Кравец открыл концерт пахмутовской «Поклонимся великим тем годам».
Зал принял экспериментальный вечер песни не просто хорошо – он неистовствовал, а во время тухмановского «Дня победы» встал и пел песню с музыкантами как гимн. Относительно войны в Белоруссии память не короткая.
На закрытии фестиваля БСО и Федосеев исполнили Симфонические танцы Рахманинова и Четвертую симфонию Чайковского. Снова удивили. Медленные темпы в Рахманинове и инфернальная тоска в, казалось бы, удалом финале Четвертой с хороводной темой «Во поле береза стояла» заставили принять заезженную музыку сквозь проекцию необычных в данном случае культурных ассоциаций, близких к психологическим коллизиям культуры XX века: от декаданса до экзистенциализма.
Фестиваль дней России в Белоруссии убедил: старые истории – новой жизни гарант.    

Минск–Москва

Владимир Федосеев ответил на вопросы «НГ»
В этом году исполняется 120 лет со дня кончины патрона вашего оркестра Петра Чайковского. В 2015 году будет отмечаться 175-летие композитора. Какие программы готовит оркестр?
– Мой фестиваль будет называться «Под покровом музыки». Вместе со специалистами из Дома-музея Чайковского в Клину мы готовим к исполнению неизвестные партитуры композитора, которые войдут в программу «Чайковский знакомый и незнакомый». Также собираемся исполнить симфонические произведения композитора в авторской редакции, свободной от позднейших наслоений. В случае с Чайковским я предпочитаю доверять партитуре, и она открывает такие возможности прочтения, которые освобождают музыку от романтических и сентиментальных штампов, делают ее современной. Например, в финале Шестой симфонии принято играть адажио (эту пометку сделал дирижер – возможно, Направник, после смерти Чайковского). Это адажио делает симфонию очень слезливой, сентиментальной. Когда я сыграл Шестую, издатели диска, японцы, написали: «Оригинальная версия». Почему? Потому что я играл авторский финал andante lamentoso, а не адажио. Под адажио мы хоронили в Колонном зале всех вождей, а анданте переводит восприятие симфонии совсем в иной регистр: не испуг и слезливость, а достойное приятие своей судьбы, стойкость и благородство.
Чайковский вроде бы универсальный гений, а дается не всем, даже великим. Мне, например, совершенно неинтересно слушать его сочинения в исполнении Караяна. Почему так?
– Многие западные дирижеры не понимают Чайковского потому, что универсальность его связана с тем, что он как раз изумительно воплотил идеал русской музыки. Чтобы стать интернациональным, необходимо в высшей степени быть национальным. К тому же, чтобы сложно и интересно играть Чайковского, необходимо пестовать культуру звука оркестра. А в условиях нынешнего менеджмента с чехардой быстро меняющихся дирижеров для большинства оркестров такое невозможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1146
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
584
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3208
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2532

Другие новости