0
4014
Газета Культура Интернет-версия

20.01.2014 00:01:00

Суровый, знакомый и неизвестный

Тэги: выставка, суровый стиль, иктор попков


выставка, суровый стиль, иктор попков «Шинель отца». Автопортрет. Фото предоставлено организатором выставки

Работы рано и нелепо погибшего художника «сурового стиля», оставившего запоминающиеся образы непарадной русской жизни, после Москвы повезут в Венецию, а затем в Лондон. «Виктор Попков. 1932–1974» – это 40 работ. Известные картины прибыли из Третьяковской галереи, Русского музея, музеев Волгограда, Орла, а незнакомые публике вещи – из частных коллекций, в том числе из Арт-фонда семьи Филатовых, который вместе с РОСИЗО стал организатором выставки. 

Минкульт выбрал Виктора Попкова одним из национальных символов – в зале университета Ка' Фоскари гастроли попковской живописи пройдут в рамках Года туризма России в Италии, а в Сомерсет-хаусе вольются в обменную программу Года Россия–Великобритания. Попкова уже возили в Нью-Йорк на нашумевшую выставку «Россия!», потом – в Рим, на «Социалистические реализмы». Теперь – сольные европейские выходы. Если оперировать модными сегодня категориями патриотизма и поиска национальных героев, выбор Попкова понятен. Шестидесятник писал страну, горюя о судьбах отдельных людей. К тому же реалистическую живопись всегда проще объяснить зрителю (к слову, в 1975-м Попков посмертно стал лауреатом Госпремии). Не слащавый соцреализм и не андеграундный привкус порой сложно переводимых контекстов неофициального искусства. Ну и просто его творчество было вехой послевоенной культуры.

Не сказать, что в отраженной Попковым мрачной реальности хочется жить – мысли там все больше о кончине, но даже в его случае речь идет о поэтизации. Появившийся на рубеже 1950–1960-х «суровый стиль» был ответом отупляюще-незамутненной картине всеобщего благоденствия, написанной соцреализмом, а создававшие этот самый «суровый стиль», например Таир Салахов, Павел Никонов или Николай Андронов, как и Попков, создали программные монументальные работы, перевернув формат сталинской эпохи тем, что вывели на авансцену не радостных героев, а уставших, побитых жизнью людей. У Попкова такой картиной стали «Строители Братска» 1960 года – мощные фигуры рабочих, пессимистичные тона и строгие лица. Кажется, смотрят они не на свой будущий «парадный» портрет, а в темную перспективу грядущего.

До того художник успел сделать совсем иную стилистически работу: «Весна в депо» 1958 года – это еще соцреалистическая по духу вещь, но соцреализм тут в мягком, скорее пластовском духе. Будни, мужчина протирает огромные колеса, а взглядом отвлекается на идущую мимо девушку-рабочего, и первые зеленые листья на деревце «звучат» обертоном эпизода. Но зрелый Попков был другим и про другое. «Чекист» как напоминавшее о репрессиях человекоподобное существо, знаменитый цикл «Мезенские вдовы» и картина «Воспоминание» из него с потерявшими в войну мужей теперь уже старухами с заостренными почти до гротеска чертами лиц, с застылыми, неловкими позами – через них художник вспоминал, «прощупывал» время. Эти вдовы тенями зашелестят в другой хрестоматийной его вещи – в автопортрете «Шинель отца».  Отец его погиб на фронте, тут – диалог Попкова с ним и монолог о времени (достоин ли сын этой шинели?) и о поиске себя в нем. А шинель художник взял у тестя, и тут открывается еще один ракурс: говорят, тот спас его от самоубийства, символически став вторым отцом.

В его работах почти нет динамики, тут не действие, а состояние, хотя динамику им придает авторский взгляд, за которым чувствуется внутренняя борьба. Поэтому рядом, и хронологически тоже, оказались «Художник» 1969 года и «Работа окончена» 1970-го. Серовато-зеленоватая, легкая, «дышащая» гамма в окруженном чайками вдохновенном «Художнике» сменяется темным интерьером со спящим перед черной «дырой» окна Попковым, и в черном небе «повисли» отражения тусклых лампочек. То нежность – или ее поиск? – то тяжелая, давящая хандра. Сон в работах Попкова всегда помнит старую мысль, это – репетиция смерти, и даже если изображена спящая юная пара («Двое»), они разобщены, и в том, как он их видит, пульсирует тревожность.

В эпоху художник вглядывался через повседневность и через отдельных людей, хотя лица их часто у Попкова типизированы. По-разному утрированно, но обобщены лица-маски что у женщин из Мезенского цикла, что в менее известных работах вроде сценки «Зимней выпивки» с соображающими на четверых или в «Новогодней ночи», где вдруг на пустынной улице с кричащими розовыми огнями елки появляется хрупкая девушка. С маской – уже по-другому – связаны оставшиеся неоконченными, Пушкина вспоминающие «Осенние дожди»: тот стоит на крыльце дома в Михайловском, спиной к нам, смотря, конечно, в осенний пейзаж. Только глаза закрыты – Попков писал лицо с посмертной маски, «не успел доработать», вспоминал друг художника. Сам Попков погиб в 1974-м – пытался на улице Горького поймать машину, попалась инкассаторская. Водитель его застрелил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
967
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
503
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2945
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2331

Другие новости