0
2141
Газета Культура Интернет-версия

06.02.2014 00:01:00

Политика – не дело для творческого человека

Тэги: писатель, рустам ибрагимбеков


писатель, рустам ибрагимбеков Бакинец и человек мира. Фото РИА Новости

Вчера драматургу, режиссеру, писателю Рустаму Ибрагимбекову исполнилось 75. Это он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни». С Никитой Михалковым работал над первым фильмом «Утомленные солнцем» (картина получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»), над лентой «Урга. Территория любви» («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля) и «Сибирским цирюльником». Он из тех, о ком говорят «человек мира» – пребывает в постоянном движении, живет то в России, то в США, сейчас проводит немало времени в Грузии. Но где бы он ни приземлился на какой-то период, юбиляр всегда подчеркивает: «Я – бакинец». Даже часы носит с двойным циферблатом: один показывает местное время, другой – бакинское. Летом прошлого года многочисленных поклонников творчества Ибрагимбекова поразила новость: драматург баллотируется на пост президента Азербайджана. Об этом неожиданном повороте в своей судьбе РУСТАМ ИБРАГИМБЕКОВ рассказал корреспонденту «НГ» Нелли ПОСПЕЛОВОЙ. Но, конечно, разговор не мог не коснуться литературных, кино- и театральных проектов мастера.

Как идет работа над фильмом «Кавказское трио»? Вообще, каковы впечатления от нынешней Грузии? И каких еще проектов по твоим сценариям, пьесам ждать?

– Это совместный российско-грузинский проект с участием испанских и французских кинематографистов. Фильм о трех друзьях: азербайджанце, армянине и грузине. Я давно хотел поработать с Эльдаром Шенгелаей, понадобилось 40 лет, чтобы мы сошлись на фильме, тема которого важна для него не меньше, чем для меня. В Грузии, несомненно, происходит возрождение национального кинематографа, впитавшего горечь тяжелых испытаний постсоветского периода, но не утратившего юмор и жизнелюбие, которое выделяло его на фоне советского кино. Я рад, что сложение профессиональных и финансовых ресурсов четырех стран дало возможность общими усилиями «поднять» фильм с более чем скромным бюджетом, основу которого составила поддержка Министерства культуры России.

Не теряю интереса и к театру. Надеюсь, что в этом году в театре «Модернъ» будет поставлена одна из моих давних пьес «Похороны в Калифорнии», спектакль по которой в замечательной режиссуре Сергея Юрского был закрыт под каким-то надуманным предлогом в начале 80-х. Конечно же, пишу и новые пьесы, и некоторые из них даже ставятся, но особое удовольствие приносят повторные постановки пьес, написанных почти 40 лет назад, но не потерявших актуальность и по сей день.

Я продолжаю работать над второй частью романа «Солнечное сплетение», посвященной героям и испытаниям, выпавшим на долю нашего поколения шестидесятников.

В прошлом году ты вдруг оказался кандидатом в президенты Азербайджана. Как это произошло, что подтолкнуло тебя на этот шаг?

– У меня не было желания стать президентом Азербайджана. Мне много лет, и я знаю, на что потратить оставшееся у меня время.

Я никогда не занимался политикой. Казалось, это не для творческого человека. Сейчас я в этом окончательно убедился. В советское время я не был диссидентом, но не был и коммунистом. Я старался писать честно, и у меня нет ни одного сценария фильма, пьесы или куска прозы, за который мне сегодня было бы стыдно. Я азербайджанец, родившийся в великой стране, никогда не ощущавший какую-либо национальную дискриминацию на всем пространстве СССР. Русский язык дал мне возможность узнать мир и человечество достаточно хорошо, чтобы я легко чувствовал себя в любой части света. Я много езжу и имею возможность жить там, где хочу. И поэтому никогда и никуда не уезжал из Баку. Начиная с первых рассказов, большая часть того, что я написал, связана с родным городом. До недавнего времени я снимал здесь фильмы, ставил спектакли – занимался своим делом, и жизнь Азербайджана находила отражение в моих произведениях.

В 2008 году я написал несколько статей о меняющемся Баку, о карабахской проблеме, о механизме образования национальной элиты. Это вызвало недовольство властей, а когда я, объединившись с группой моих друзей, известных деятелей культуры и науки Азербайджана, создал так называемый Форум интеллигенции, на заседании которого мы обсуждаем наиболее наболевшие проблемы жизни страны, нас объявили политическими врагами. Все попытки наладить диалог с руководством страны и убедить его в том, что наша цель не смена власти, а создание в стране более или менее влиятельного общественного мнения с целью снижения уровня коррупции и других злоупотреблений чиновничества, были отвергнуты, и на нас обрушились жесточайшие репрессии. Возглавляемый мною Союз кинематографистов был выброшен на улицу из помещения, которое занимал более 50 лет.

Вот тогда-то я высказал идею о необходимости создания Национального совета демократических сил, который бы объединил оппозиционные партии демократического толка. Идея всем понравилась, но большинству показалась неосуществимой из-за разногласий, существовавших в оппозиционном лагере. Я принял участие в объединительном процессе, и в результате меня избрали председателем Национального совета, поскольку единственной равноудаленной от всех партий и движений фигурой являлся я. Далее от меня уже мало что зависело. Я делал попытки уклониться от миссии, усложнявшей мою жизнь, но Национальный совет выдвинул меня единым кандидатом на предстоящих президентских выборах, однако я не был допущен к участию. К счастью, мне удалось добиться выдвижения другого кандидата от Национального совета и он фактически выиграл выборы, но это уже тема другого интервью…

В Азербайджане создали второй параллельный Союз кинематографистов. Зачем?

– Он был организован властью – на учредительном собрании присутствовали заместитель председателя правительства и два министра. Собравшимся было объявлено, что они участвуют в конференции по проблемам азербайджанского кино, и только потом стало понятно, что на самом деле это учредительный съезд нового Союза кинематографистов Азербайджана, при том что известных кинематографистов в зале практически не было. Под сильным давлением властей из нашего Союза в новый ушли 70 человек, но наши ряды пополнились десятками авторитетных людей. Видя, что ничего не получается, власти выкинули наш Союз на улицу.

А что происходит в Конфедерации союзов кинематографистов бывших республик СССР, которую ты возглавляешь?

– Мы традиционно проводим два очень важных мероприятия. Форум национальных кинематографий в Москве, которая в сознании многих кинематографистов остается киностолицей Евразии, и Международную киношколу, на которую приглашаем от каждой страны по несколько молодых кинематографистов, и с ними проводят мастер-классы известные кинопрофессионалы. Последняя Киношкола прошла в Киеве.

К сожалению, в 2013 году возникли трудности с финансированием. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, который нам помогал последние годы, пока решить эту проблему не может, но мы надеемся, что в этом году необходимые на два эти мероприятия 5 миллионов рублей мы все же найдем.

Здание на Дружинниковской улице, где мы беседуем, раньше было вашим?

– Оно принадлежало всем Союзам кинематографистов СССР, как имущество общего акционерного общества «Киноцентр». Слава богу, оно продолжает функционировать как многозальный кинотеатр, но принадлежит другим людям. Я эти несколько комнат арендую.

Как же вы потеряли такой дворец?

– Российский Союз кинематографистов затеял тяжбу с остальными Союзами, чтобы пересмотреть свою долю. В результате акционерное общество распалось.

Жаль. Организация, сохранившая в своем составе даже Союзы кинематографистов Прибалтики и Грузии, нуждается в более просторном помещении...

– Мы обратились с письмом к руководству Москвы, с тем чтобы получить здание, нуждающееся в реставрации, и с помощью инвесторов привести его в порядок. Ждем ответа. Я спешу успеть до…

Ты не похож на человека спешащего.

– Это правда. Пока еще никто из моих друзей не слышал от меня, что я занят и не могу найти время для встречи. Надеюсь, они не услышат этого и в оставшиеся у меня годы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1339
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
670
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3565
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2785

Другие новости