0
4342
Газета Культура Интернет-версия

15.04.2014 13:58:00

Березовский сыграл на балалайке

Тэги: березовский, фестиваль, екатеринбург


Победитель Конкурса Чайковского 1990 года и один из самых востребованных на Западе русских пианистов Борис Березовский в последнее время все чаще выступает в России. В Филармонии Екатеринбурга он уже второй раз провел свой именной фестиваль, который продлился 4 дня: звучала музыка Листа, Бартока, Энеску, Кодая, фольклорные мотивы….В нем приняли участие известные музыканты из разных стран: скрипачи Дебора Немтану (Франция) и Никита Борисоглебский, пианисты Юрий Фаворин, Алексей Петров, альтистка Эллина Пак, Уральский филармонический оркестр и екатеринбургские солисты. В качестве экзотического блюда выступал Квинтет Леонарда Йордаша, династический музыкальный ансамбль из Румынии, главным инструментом которого являются венгерские цимбалы. Кроме концертов с довольно серьезной академической программой в филармоническом кафе впервые работал вечерний фестивальный клуб, где те же музыканты (включая неутомимых румынских цыган) музицировали в непринужденной атмосфере, а порой представали в необычных амплуа, например, сам Березовский сыграл на балалайке!

О фестивале и многом другом удалось побеседовать с его художественным руководителем Борисом Березовским.

Сегодня именные фестивали в моде: Спиваков, Башмет, Мацуев проводят свои в самых разных городах. Вы тоже решили ей следовать?

Борис Березовский: Фестиваль легче устроить музыкантам, достигшим определенной известности. Одни слушатели идут на композиторов, другие – на исполнителей, их всегда где-то 50 на 50. В определенном возрасте я понял: настало время сделать что-то значимое.

Одновременно с вашим фестивалем Вадим Репин презентовал новый фестиваль на своей родине в Новосибирске. А почему Вы решили делать свой именно в Екатеринбурге?

Борис Березовский: Екатеринбург – город, который я очень люблю, в каком-то смысле это моя территория, одна из важнейших стратегических, геополитических музыкальных точек. И я не мыслю без него свой график выступлений. Все началось очень давно, с нашего сотрудничества с Уральским филармоническим оркестром и его главным дирижером Дмитрием Лиссом. Сегодня мы – большие друзья, постоянно выступаем вместе на фестивалях, в разных странах и городах, записали не один диск. Естественно, УАФО под управлением Лисса – главный участник моего фестиваля в Екатеринбурге, оркестр открывал и закрывал фестиваль.

А как вы вообще нашли друг друга?

Борис Березовский: Как ни странно я познакомился с оркестром в Петербурге, уже больше 10 лет назад. Меня попросили сыграть с ними Концерт Рахманинова, мы отыграли, и во втором отделении я пошел слушать его же Третью симфонию. Я был совершенно поражен. Мне первый раз в жизни понравилась эта симфония, было невероятно сильное впечатление от этого концерта, и с тех пор я стараюсь как можно чаще работать с этим коллективом, люблю и ценю их.

Второй концерт Рахманинова вы сыграли с ними бессчетное число раз, а как вообще не устать от повторов, где заново взять эмоций?

Борис Березовский: Когда я играю Рахманинова, то обычно представляю русскую природу, разные красивые пейзажи, а от природы ведь устать невозможно. Я вообще большой поклонник природы.

На самом деле это был не второй, а уже третий ваш фестиваль в Екатеринбурге. Четыре года назад был еще один, посвященный не слишком популярному, но нежно любимому вами Метнеру. Почему только однажды?

Борис Березовский: Я просто понял, что мне не удастся увлечь публику Метнером настолько, насколько люблю его я. И сейчас я по-прежнему играю Метнера, но уже не очень глубоко залезаю в дебри, ограничиваюсь Сказками и Романсами, возможно, когда-нибудь еще придет время других пластов его музыки.

У вашего фестиваля в Екатеринбурге есть какая-то генеральная идея?

Борис Березовский: Да, обретение корней. В наше время, когда все идет к глобализации, а значит – к нивелированию национальных, этнических, локальных особенностей музыки, мне как артисту хотелось бы немного противостоять этому процессу. Ведь все самое лучшее в музыке имеет национальную природу. В музыке всегда важно влияние фольклора, который я обожаю. Без корней великого искусства просто не бывает. В этот раз фестиваль посвящен музыке Венгрии и Румынии, и нужно вспомнить, что композиторы Барток и Кодай были фольклористами, проводили месяцы в экспедициях, и делали это не по заданию, а по велению сердца. И даже Лист, который больше воспитывался в немецкой традиции, постоянно возвращался к своим венгерским истокам. В любом случае, именно этот такой подход к музыке делает мою жизнь интересной и осмысленной.

Как возник конкретный территориальный аспект – Венгрия и Румыния?

Борис Березовский: Я очень люблю румынскую фольклорную музыку, и даже, я бы сказал, цыганскую. Не менее интересно все, что связано с венгерской национальной традицией. В этих странах есть много музыки, которая мне стала более понятной, благодаря обнаруженным связям с фольклором. Это очень эмоциональная, живая музыка, сегодня она нам очень нужна.

По какому принципу вы вступаете в исполнительские союзы, в ансамбли,по какому принципу приглашаете музыкантов?

Борис Березовский: Это всегда мой выбор. Понятно, что есть много достойных музыкантов, и у всех высокий уровень, но главное то, что называют химией отношений. Играю только с теми, с кем она возникает. На фестивале играл с Деборой Немтану, сейчас она, как и ее сестра, представляет Францию, в своих концертах они нередко раздвигают рамки классической музыки. Пианист Юрий Фаворин – на мой взгляд, супер-гений, с невероятным репертуаром. Он мало вписывается в рамки неофольклорного направления. Это интеллектуал, играющий запредельно сложные вещи. Прозвучавшие на фестивале обработки Дьёрдя Цифры – это, возможно, самое сложное, что вообще написано для фортепиано. А Квинтет Леонарда ­– ансамбль, в котором уже несколько поколений играют на цимбалах. Один из моих любимых рассказов о музыке – «Гамбринус» Куприна. Так вот эти ребята, потрясающие, невероятные музыканты, абсолютно такие же, как Сашка-музыкант. Они играют практически все, что угодно, музыку любой страны, в любой тональности.

Прошлый фестиваль был посвящен Франции, нынешний – Центральной и Юго-Восточной Европе, в следующий раз мы отправимся куда-то еще?

Борис Березовский: Конечно. Кстати, с темой Франции это было сделать сложнее, потому что это единственная великая музыкальная культура, которая менее всего связана непосредственно с фольклором. Скорее с придворной, аристократической традицией. А следующий фест действительно может быть посвящен любому другому региону, выбор музыки это позволяет.

А вам принципиально делать свой фестиваль именно в России?

Борис Березовский: Хочу играть здесь все больше, обожаю российскую публику. Я много выступаю по стране, объездил многие города, всю страну – вплоть до Магадана.

Как вообще складывается сезон Бориса Березовского? Сколько концертов вы играете?

Борис Березовский: Складывается порой очень хаотично, хотя я связан с несколькими агентствами. Как-то благодаря авиации везде успеваю, и даже остается время на дом и семью. А концертов – около 100, классическая цифра.

В Европе вас знают и очень любят, а в Америке?

Борис Березовский: В Америке я не играю уже лет 17-18, и мой поезд там ушел. Так сложилось, и сейчас уже поздно что-то менять. Зато хорошо дела пошли в Европе, в Азии и здесь, конечно. В России теперь и мой дом.

Вам нравится ритм московской жизни?

Борис Березовский: В целом да, но я не оригинален, боюсь, что придется продавать машину, проводить время в пробках – нет возможности. А вообще, как только я оказываюсь в Москве, и есть свободное время – иду в театр. Во Франции мне совсем нравился театр, качество игры ужасное, орут, корчатся, шепчут, в Англии конечно, лучше.…А вот драматический театр в Москве! Малый театр, пьесы Островского. Гениальный спектакль Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня», театр Маяковского, Вахтангова, Моссовета!... Русский театр – лучший в мире. Вот в Екатеринбурге я побывал в таком маленьком необычном театре Николая Коляды, смотрел очень милую пьесу.

А какие у вас отношения с современной музыкой?

Борис Березовский: Сложные. Например, нравится музыка Александра Чайковского. Когда-то я услышал его оперу «Один день Ивана Денисовича» в Перми, она произвела на меня сильное впечатление, и я стал слушать другие его сочинения. Он оригинально и разнообразно мыслит, у него всегда много каких-то музыкальных сюрпризов и нет той тяжести, которая непременно ассоциируется с современной музыкой. А вообще, после одного случая, можно считать, что мои отношения с ней закончились. Финалом послужила следующая история: один мой знакомый композитор написал для меня пьесу. Но у меня не было времени (признаться, и желания!) его выучить. И я предложил ему оставить ее в программе, но предупредил, что возьму первый аккорд из его сочинения, а дальше буду импровизировать. И вот я в Мюнхене десять минут играю все, что «под руку попадется». А после концерта появляются рецензии, что «это было прекрасно», «композитор замечательный», и «когда мы снова услышим его новую музыку». И я сказал себе «на этом – все!». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
666
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
384
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2477
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1945

Другие новости