0
2761
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2014 00:01:00

Из Нью-Йорка с картиной и с детективной нотой

Тэги: русское искусство, коллекция, беккерман, ньюйорк, гмии, выставка


русское искусство, коллекция, беккерман, нью-йорк, гмии, выставка Того и гляди взлетит! Фото автора

Покинувшая СССР в конце 1975 года, обосновавшаяся в Нью-Йорке чета Беккерман собирает русское искусство более 30 лет. Их ABA Gallery давала работы, например, для ретроспективы Наталии Гончаровой в Третьяковке – в наших музейных проектах Беккерманы участвуют много лет, а сейчас показывают в ГМИИ digest собственной коллекции. Выставка «Искусство как профессия» – первая в России сольная презентация этого собрания на примере искусства первой половины XX века.

Белый зал стараниями архитектора Юрия Аввакумова стал многокомнатным пространством с зеркальным коридором. В зеркалах множатся люди, картины, краски. В комнатах – монографически показанные художники: Коровин, Бурлюк, Борис Григорьев, Ларионов с Гончаровой, Борис Анисфельд, Фальк, Сергей Судейкин… – полторы сотни работ, и по истории искусства можно гулять, как будто переходя из дома в дом. Все вместе живет под общей крышей собрания Беккерман и старинного зала Пушкинского музея. Впрочем, и еще под одной крышей, вернее, под фризом цитат на стенах – высказываний людей искусства, собственно, о нем и о продажах. Но про цитаты – потом.

Если после огромной ретроспективы 2012-го в Третьяковке вы еще можете воспринимать Константина Коровина, супруги Беккерман привезли в Москву подборку его работ – с чаепитиями и террасами, с залитыми солнцем крымскими пейзажами, с огнями вечерних парижских бульваров. С Коровина, можно сказать, у Анатолия Беккермана страсть к собирательству и началась – это была первая веха. Выпросив у отца 300 руб., на рубеже 1960–1970-х в комиссионке на Фрунзенской он купил коровинский вид Гурзуфа. А уезжая в эмиграцию, расстался с картиной все в том же магазине.

Суть немного претенциозного названия показа «Искусство как профессия», надо понимать, в том, что коллекционирование тут не только итоговый продукт, но и знаточество, и путь (пока еще доживешь до подборки работ, а не только отдельных вещей – хотя и такие есть, например, скульптура Марка Антокольского «Виктория» или живописно шкерящие треску поморы Климента Редько). Путь как прошедшие дилерскую транзитную зону и осевшие – в данном случае в музеях и частных домах Москвы и Петербурга – произведения: так, написанный Николаем Фешиным этюд к портрету Давида Бурлюка прописался в Русском музее. И путь как поиск, когда, к примеру, поселившийся теперь в частном собрании «Летний вечер» Борисова-Мусатова, оказывается, считался утраченным еще в 1909 году. Вот эта почти детективная нота с разыскиванием работ – небанальный для выставки сюжет. В каталоге есть несколько таких историй – о том, скажем, что в 2011-м Беккерман увидел на аукционе «Русскую даму с пекинесом» неизвестного мастера, в итоге оказавшуюся созданным Гончаровой портретом Тамары Карсавиной. Жаль, в залах этих рассказов почти нет.

Но когда смотришь сами произведения, хочется «соскочить» на режим «макро», говорить тет-а-тет с каждой работой. Вот «Суд Париса» Анисфельда в 1912-м, кажется, по-своему откликнулся на эпатажную манеру «Авиньонских девиц», которой в 1907 году Пикассо открыл двери в кубизм. Вот Михаил Ларионов в 1920-е годы в Париже, кажется, преспокойно переступив и через придуманный им лучизм, и через примитивизм, взялся за простейший натюрморт с дыней и виноградом, но пишет – как ткет – оттенками бежевого, сероватого, зеленоватого – почти монохромно, лаконично. Нежно. И ни один каталог не передаст, как в натюрморте Григорьева, кажется, айва – шероховато-пастозная, с каплями-затеками краски – почивает на скатерти, написанной, наоборот, почти по-сухому, и сама фактура холста становится частью эстетики произведения.

А частью экспозиции стали бегущие строки сентенций – про искусство и деньги. То романтические слова Самюэла Батлера про то, что надежда на хорошее произведение умирает, если работать ради денег. То саркастичная реплика Наталии Гончаровой о том, что плохой купленной картиной дорожат куда больше, нежели хорошей подаренной. Словом, разные позиции – в определенном смысле сделано это даже с юмором. Но то ли цитат не хватило, то ли по какой-то иной причине здесь оказались повторяющиеся уорхоловские вариации в том духе, что «делать деньги – это искусство, и работать – это искусство, и хороший бизнес – это лучшее искусство». Что нового эти слова добавляют выставке, не вполне понятно. Но можно в конце концов просто не замечать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1328
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
667
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3547
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2773

Другие новости