0
3802
Газета Культура Интернет-версия

19.06.2014 00:01:00

Розовские дяди. «Затейник» в Российском академическом молодежном театре

Тэги: театр, розов, спектакль, рамт


театр, розов, спектакль, рамт Любовный треугольник. Фото Сергея Петрова предоставлено пресс-службой театра

Для пьесы Виктора Розова «Затейник» в РАМТе выделили Черную комнату, в которой в других случаях играют спектакли для самых маленьких: короткая дистанция позволяет обратиться к детям, минуя рампу, напрямую, а вся игра тут – на расстоянии вытянутой руки. Когда на премьере мест в зале – их около полусотни – не хватило, безместных рассадили на стулья почти на сцене. Впрочем, и сама история эта камерная, отличается от других многонаселенных розовских пьес.

Иногда писатель что-то чувствует как будто до самого события. Так, Илья Эренбург назвал свою повесть «Оттепель», не имея в виду еще только грядущие политические перемены. Роясь в биографиях Виктора Сергеевича Розова, не сразу веришь, что «Затейника» он написал в 1964-м, – на слух при чтении складывается стойкое ощущение, что написана она уже в глухие 70-е, и затхлость комнаты массовика-затейника из среднестатистического советского дома отдыха пропитывает своим несвежим дыханием и сами диалоги, определяет поступки и речи героев. Между тем 64-й – год календарной развязки той самой «оттепели», финалы которой можно, конечно, обнаружить и в более ранних и знаковых событиях вроде разгона манежной выставки или куда более серьезного – расстрела в Новочеркасске, впрочем, в том же 1961 году. Но слишком уж характеры другие – розовские мальчики, такие понятные, определенные, ясные и с ясным взглядом на мир, тут превращаются совсем не в розовских дяденек, хотя кроме двух негероев-героев в пьесе есть еще  героиня, и спектакль молодой режиссер Александр Баркар ставит на троих. Такой вот самый настоящий любовный треугольник.

Еще два слова о Розове. Он однажды, незадолго до «Затейника», написал: «Можно не быть нефтяником или хлопкоробом, политическим деятелем или артистом, но нельзя не быть хорошим человеком». А в «Затейнике» – художник ведь зависит не от сказанных слов или продекларированных им жизненных истин, нет, герои сами движут его рукой и сами диктуют и ведут в свои разные стороны, – так вот в «Затейнике» с хорошими людьми получается как-то не очень, верней, получается так: если ты человек хороший, то будешь затейником в доме отдыха, а если похуже или вовсе плохой, то, может, и повезет. И все сложится тогда как надо. Как надо – в представлениях о тогдашнем советском мещанском счастье, впрочем, и сегодняшнее благополучие примерно такое же. Но Розов «наказывает»: благополучие – итог многих компромиссов. Иначе – никак, иначе – затейник. Аниматор по-нашему.

Розов любил писать о молодых, но в «Затейнике» недаром героев приближает по возрасту к себе, делает и себе понятнее. Диалоги-дуэли режиссер доводит, если можно сказать, до совершенства: у него в спектакле дуэль без конца, дуэль «на троих», вернее, пули свистят над головой героини, Галины, которую играет Рамиля Искандер. Стреляют же, стреляют, отстреливаются – Сергей (Андрей Силин) и Валентин (Степан Морозов). Она молчит – а глаза от нее отвести невозможно... В голубоватом, выцветшего голубого цвета платье под горло героиня – и жертва, и главное действующее лицо. Все разговоры мужчин – про нее. Режиссер проделал большую работу с текстом, не переврал, не переламывал ни в чем ее через колено, но сделал такой напряженный диалог, довел его почти до кипения пьес Эдварда Олби, не погрешив при этом против логики и образа мыслей Виктора Сергеевича Розова.

Час десять без антракта, почти без пауз в словах, история самопожертвования и «падения» в потусторонний почти что мир пригородного, то есть выпавшего изо всей столичной жизни и всех связей дома отдыха…  «Давно, усталый раб, замыслил я побег» – в этом находит свое счастье Сергей? И можно ли назвать его жизнь обителью дальной трудов и чистых нег? Разве что – дальней. Герой Морозова увел у Сергея любимую. Нынешняя встреча – случайная. Вроде как перевернутая наоборот индийская мудрость – про тело врага, которое проплывет по реке. Тут – приплывает успешный, всем довольный. Хотя – не всем. И – не довольный, но это становится ясно потом, позднее. Если б не встретил старого друга-приятеля, может, и не понял бы.  

Пьеса Розова – классическая в том, что в ней судьбоносная встреча проявляет ситуацию и людей. Час десять – и вся жизнь, очень плотная. Без пауз. Концентрированный раствор. Очищение возгонкой – простой и понятный всякому химику метод, иначе еще называемый сублимацией.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1666
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1277
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
2037
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
1004