0
1895
Газета Культура Интернет-версия

24.11.2014 00:01:00

Мейнстрим в сарайчике

Тэги: галерея, мейнстрим, александр бродский


Уже на уровне слов сочетание – классик «бумажной архитектуры» Бродский, галерея «Триумф» и выставка «Мейнстрим» – хочется сказать, выбивает почву из-под ног, непонятно, как все это сошлось вместе. Художник почву возвращает.

«Мейнстрим» – не самая запоминающаяся у Бродского, но важная не только для него выставка. Как поступить, чтобы быть/попасть/оставаться в обойме, быть актуальным, волнует, кажется, всех независимо от профессии. Собственно, банально повторять, и в выставочном каталоге это уже прописано Андреем Толстым, но сам показ озаглавлен так, что о название спотыкаешься, момент этот не обойти: словцо «мейнстрим» слишком броское, не про Бродского, совсем не в его духе, поскольку всегда он тянет какую-то свою нить, выясняет что-то для себя, без оглядок на актуальность – и, может, благодаря своей упертой самодостаточности остается как раз очень актуальным. Хотя это слово тоже к нему нейдет. Просто потому что Бродский создает метафоры, настроения, которые оживают поверх времен и эпох, вне их. Так и сейчас.

«Триумф» встречает укутанными в рубероид сарайчиками. Раз сарайчик, два сарайчик, считать можно долго – понятно, что отрезанная галерейной стеной, в которую сооружение уткнулось, половина еще одного из них – лишь знак бесконечности. Как бесконечный бег времени и выяснение с ним отношений. Бродя между ними, подсматривая в прорезанные на разных уровнях окошки, так что зрителю порой приходится принимать весьма невыгодные позы, видишь одно и то же.

Внутри – река Харона, пресловутый мейнстрим, поток времени и жизни вообще – мутная от песка водица, упрямо продолжающая свой видеобег без начала и конца. Все вместе и ничего. И словно ответом, в обратной временной перспективе, вспоминается другой Бродский с его «но я тоже скажу, близоруко взглянув вперед: не все уносимо ветром, не все метла, широко забирая по двору, подберет».

То, что не уносимо и что не подберет метла, тут – этажом ниже: из кромешной тьмы глядят светящиеся окна, замазанные краской, поверх которой процарапаны случайные рисунки (стекла-рамы эти были несколько лет назад в проекте «Окна и фабрики» в Галерее Гельмана). То какие-то люди склонились над крошечными домами, то выросла наподобие кремлевской башня со звездой, то случайная собака сделала тоже будто случайную стойку, то промелькнули персонажи с такими ассирийскими профилями, какие мы у Бродского тоже знаем. А неподалеку – разрушенный город, умещающийся на одном столе с остовами маленьких (может, античных?) жилищ из любимой художником необожженной глины – как находка археолога. Ощущение – «по губам меня помажет пустота»… Бродский ведет свои темы, из раза в раз для него сообщение не важнее ощущения – и когда стоит в Никола-Ленивце открытая всем ветрам «Ротонда», впускающая в себя пространство и время сквозь старенькие разномастные двери, и когда «Дорога» отпечатывалась на сетчатке материализовавшимся воспоминанием-ощущением трепещущей занавески, дрожащего звона ложечки и подстаканника да геометрией временной жилой единицы кроватей-«нар», и когда в «Шарманке»-аквариуме типовой спальный район вдруг накрывает вьюгой и преображает – не район, снова ваше восприятие – в ощущение обыкновенного чуда. Мейнстрим раскрывается постепенно, у него есть – при первом чувстве, возможно, даже недоумения – если угодно, послевкусие, потому что художник режиссирует не только ощущение времени в пространстве, когда то и другое то сжимается, то разворачивается, живет между канувшим в Лету и ожидаемым, между руинированным и созидаемым, брезжущим – а то самое настроение, пограничное между памятью и фантазией, то самое, что у каждого свое. И недосказанность тут как раз помогает метафоре. Мейнстрим живет между тем, что «уже не» и еще «возможно да», впитывая ваши ассоциации, он существует здесь и сейчас. Потому что Бродский не бежит за временем – умеет его созерцательно остановить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1308
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
657
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3515
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2749

Другие новости