0
2776
Газета Культура Интернет-версия

05.03.2015 09:36:00

От Древней Греции до еврейских местечек

Театр имени Леонида Якобсона сохраняет традиции своего основателя

Тэги: балет, театр якобсона, санктпетербург, спартак, музыка, моцарт, лебединое озеро, жизель, щелкунчик


балет, театр якобсона, санкт-петербург, спартак, музыка, моцарт, лебединое озеро, жизель, щелкунчик Фото с сайта http://www.yacobsonballet.ru

В минувшие выходные на сцене Эрмитажного театра труппа театра имени Леонида Якобсона представила программу с унифицированным названием «Вечер балета», куда, увы, уступая в пропорциях классическому наследию, вошли и номера за авторством Леонида Вениаминовича.

И если выжимками из балетов 19 века в Санкт-Петербурге удивить зрителя трудно, если не сказать - невозможно, то познакомиться с наследием Якобсона – одного из самых ярких и самых недооценённых хореографов века 20-го – отнюдь не так легко. В репертуаре Мариинского театра, к счастью, сохраняются его балеты «Шурале» и «Спартак», а вот миниатюры и отдельные номера, сделавшие славу своему создателю, зрители могут увидеть только на вечерах, подобных прошедшему.

Театр, как известно, не имеющий собственной сценической площадки, вынужден путешествовать и по миру, и по петербургским подмосткам различного масштаба. Камерный Эрмитажный театр замечательно подходит для презентации именно якобсоновских миниатюр – малые размеры зала позволяют зрителям насладиться бриллиантовой россыпью пантомимных и игровых приемов, которыми так богат танец Якобсона. Каждый взгляд, каждое движение руки сработает на создание образа, будет увидено и оценено по достоинству. Хотя у этой медали есть и другая сторона – любое, даже минимальное, отклонение от хоть и бравурного, но в высшей степени художественного и характерного якобсоновского гротеска в сторону фальши и кривляния, будет отчетливо видно - как под увеличительным стеклом.

Например, миниатюра «Кумушки» на музыку молдавского композитора Шико Аранова, исполненная Екатериной Дерягиной, Дарьей Беловой, Еленой Устиновой, Ангелиной Григорьевой и Натальей Инюшкиной, была подана артистками в несколько утрированном виде. Актуализировать образы деревенских сплетниц, хоть и узнаваемых, но во многом принадлежащих все же той эпохе, когда они были созданы (1955 год), молодым артисткам – очевидно – непросто. Справедливости ради, и зрителю сейчас трудно воспринимать такой, народный характер – хотя в свое время, Якобсон, надо полагать, «пропесочил» этим номером немало деревенских болтушек.

Легкость и добродушный юмор роднит «Кумушек» с еще одной миниатюрой, представленной в этот вечер - «Влюбленные» на музыку Юрия Зарицкого. Интересно, что этот номер - одна из нескольких работ Якобсона на еврейскую тематику, созданных под впечатлением от картин Марка Шагала. Дуэт, основанный на игре рук и прикосновениях, одновременно похож и на еврейский свадебный танец, и на детскую игру в ладушки: влюбленные (Айдар Ишмухаметов и Дарья Белова) сами как дети – наивные, беззаботные, иногда обидчивые, но очень счастливые в своей игре.

А вот номер «Секстет» на музыку Моцарта (Анастасия Ткаченко, Яна Чернорицкая, Ольга Михайлова, Сергей Давыдов, Андрей Гудыма и Игорь Контарев), напротив, может служить иллюстрацией к песне «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает». В этом танце и влечение, и надежда, и обида, и сомнение - иллюстративный и абстрактный с первого взгляда ансамбль вдруг обретает сюжетные черты благодаря пантомиме.

Апофеозом якобсоновской программы вечера стало адажио Фригии и Спартака из балета «Спартак» в исполнении Анны Игнатьевой и Сергея Давыдова. Якобсон, создавая этот балет, вдохновлялся древними рисунками и барельефами, поэтому его позировки не менее выразительны, чем сам танец, а высокие поддержки отражают и мощь героя, и его восхищение возлюбленной. Для исполнения этого адажио важно, чтобы оба артиста владели в равной степени дуэтным танцем и чувством позы. Скульптурной выразительности партнерам было не занимать, а вот распутать вязь поддержек было уже не так легко.

Впрочем, все номера Якобсона зрители в этот вечер принимали так же тепло, как и балетные хиты – номера из «Жизели», «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Помня о том, что, как правило, именно классический репертуар и знакомые публике названия позволяют небольшим театрам зарабатывать на жизнь, ценно, что театр имени Леонида Якобсона по-прежнему дает петербуржцам открывать для себя неизвестные широкой публике страницы балетной истории.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Революционерка обошла конкурентов

Революционерка обошла конкурентов

Марина Гайкович

Лаборатория "КоOPERAция" обозначила имена будущих оперных композиторов и либреттистов

0
1016
Питерские оппозиционные депутаты призывают поправить закон о митингах

Питерские оппозиционные депутаты призывают поправить закон о митингах

Светлана Гаврилина

0
1295
Элвин Люсье: "Музыка необходима для выживания"

Элвин Люсье: "Музыка необходима для выживания"

Надежда Травина

Американский композитор о своем визите в Москву и о том, как он изучает звуки летучих мышей

0
2855
Питерские демонстранты продержались на улицах города больше трех часов

Питерские демонстранты продержались на улицах города больше трех часов

Светлана Гаврилина

0
2797

Другие новости

Загрузка...
24smi.org