0
2950
Газета Культура Интернет-версия

27.05.2015 00:34:00

Нервность и неистовство в Тамбове

Тэги: тамбов, фестиваль, премия, театр


С 15 по 25 мая в Тамбове проходил IX театральный фестиваль имени Николая Хрисанфовича Рыбакова, в рамках которого участникам присудили несколько разных театральных премий, главные из которых – «Актер России» и «Актриса России». В номинации «Актёр России» лауреатом стал народный артист РФ Валерий Кириллов за роль Тевье в одноименном спектакле Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова по повести Шолом-Алейхема, «Актрисой России» единогласным решением жюри была признана заслуженная артистка РФ Ирина Горбацкая, исполнительница роли Аркадиной в спектакле Тамбовского драматического театра «Чайка».

Игра Ирины Горбацкой в «Чайке», которую поставил Аркадий Кац, по-новому расставила акценты в решении образа чеховской Аркадиной. Харизматичность, уверенность в себе, несмотря на пережитые трагические изломы женской судьбы, и словно постоянное пребывание в роли - внутреннее, природное ощущение себя актрисой, кажется, свойственны не только Аркадиной, но и самой Горбацкой, создавшей на сцене ее эксцентрический и в то же время очень правдивый образ. Ее движения – широкие, свободные, размашистые, словно она хочет овладеть всем доступным пространством, то переходя сцену по диагонали, то описывая на ней большие полукруги, то выходя на авансцену и тут - приковывая к себе внимание зрителей.

Во время представления в парке у озера пьесы Треплева Аркадина Горбацкой сидит спиной к зрительному залу. Однако это не мешает актрисе передать все напряжение, а может быть, и раздражение, владеющие в этот момент Аркадиной, наблюдающей за игрой Заречной. Лишь изредка она поворачивает голову вполоборота, как бы желая подсмотреть реакцию других на появление потенциальной конкурентки.

Фраза «Как все нЕрвны!», которая звучит в спектакле с ударением на первый слог, акцентирует внимание на смысле этой характеристики, присущей каждому герою пьесы, в том числе и Аркадиной. Она часто прижимает руки к груди, к сердцу, трогает волосы и касается лица. Волосы, свободно и «нервно» подпрыгивающие кудряшки в первом действии, трансформируются в гладкую и строгую прическу во втором действии, подчеркивая происходящие с героиней перемены. Наряды, в которых появляется Аркадина, напоминают о ее желании быть на высоте, не отставая от моды и сохраняя чувство собственного достоинства. Несколько платьев, среди которых – своеобразного фасона наряд, сочетающий юбку и брюки, появившийся, кстати, в 1850-х годах, – подтверждают, что деньги у нее есть, но тратить их она готова исключительно на себя.

Но пластика и жесты все-таки становятся основным «оружием» актрисы в создании образа Аркадиной. Наблюдая за руками актрисы, можно проследить изменения, происходящие в настроении ее героини. Она то свободно размахивает ими, не чувствуя никаких ограничений ни для жизни, ни для мечтаний, то вдруг останавливается, опустив руки вниз, «вытянув их по швам», словно столкнувшись с неким препятствием, преодолеть которое вряд ли представляется возможным. Такова она в сцене объяснения с Тригориным, потеря которого вскоре станет для нее неизбежной. Кстати, дуэт Аркадина - Тригорин (Сергей Ключников) получился убедительным: становится понятным, что история двух по-своему несчастных и одиноких людей обречена на конец.

Когда Аркадина все так же «нервно», как и все, что она делает, меняет повязку на голове сына, вновь обращают на себя внимание быстрые и даже несколько суетливые движения, с которыми она берет что-то со стола, ставит обратно, целует сына в плечо, зажав в руке вату… Наконец, стоя за его спиной, кладет руки ему на плечи и замирает над затылком. Какое-то смутное предчувствие трагического финала уже проявляется в этой сцене.

В сцене с цыганами, введенной режиссером в спектакль, полностью раскрывается живой и неистовый темперамент Аркадиной в исполнении Ирины Горбацкой. С чувством освобождения от всякого груза, забыв о приличиях, красоте и аккуратности она лихо сбрасывает с ног туфли, откидывается назад, с каким-то отчаянием взмахивает руками, отправляя посыл вверх и всю себя отдавая стихии танца. Но дикое и безрассудное чувство сиюминутного счастья с привкусом горечи быстро кончается, и вот уже Аркадина – на полу, сидит, в бессилии опустив руки и голову, сгибается пополам и плачет, закрыв голову руками.

Кажется, ни на минуту эта женщина не может остаться одна и подумать о своей жизни, побыть в тишине, «без всех». Ни секунды – открывает это новое в чеховской пьесе режиссер – она не имеет возможности побыть самой собой. Вдруг – закрывает лицо руками, готовая разрыдаться, но в эту самую минуту ее секундную слабость перебивает выход Полины Андреевны с корзиной слив. И Аркадина принимает этот подарок, - теперь ей есть, чем занять руки. И в заключительной сцене спектакля Аркадина сидит, сжав руки на плетеной корзинке, словно это последняя принадлежность материального мира, за который, несмотря ни на что, надо держаться.  

Тамбов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
626
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
371
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2426
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1898

Другие новости