0
3019
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2015 00:01:00

В тени недотыкомки

Тэги: камерный музыкальный театр, премьера, опера, александр журбин, мелкий бес


камерный музыкальный театр, премьера, опера, александр журбин, мелкий бес Тень Передонова обгоняет героя. Фото предоставлено пресс-службой театра

Камерный музыкальный театр им. Б. Покровского открыл новый сезон последней премьерой прошлого – оперой Александра Журбина «Мелкий бес». На спектакле (а накануне и на сборе труппы) побывал заместитель министра культуры Александр Журавский. 

В новейшую историю музыки Александр Журбин вошел как автор первой рок-оперы «Орфей и Эвридика»  и, кажется, с этим титулом и останется. Пишет он невероятно много – и исполняется тоже, но слава прогрессивного автора так и осталась в семидесятых. Впрочем, сам Журбин активно оппонирует «модернистам» (тем, кто не пишет мелодий) и пропагандирует музыку понятную и приятную, искренне считая, что за ней – и настоящее, и будущее. Позиция эта годится, пожалуй, для мюзикла или оперетты – здесь действительно грамотно сочиненный мотивчик – залог успеха. А вот для оперы (современной) – вряд ли.

В качестве литературной основы для оперы-фантазии была выбрана пьеса драматурга Валерия Семеновского «Тварь», написанная, в свою очередь, по знаменитому роману Федора Сологуба. Надо сказать, тема «Мелкого беса» актуальности не теряет, литературные типажи и их характеристики узнаются и в персонажах нынешнего века и следить за перипетиями сюжета увлекательно. Но сам стиль изложения – нарочито поверхностный – более напоминает монологи сатириков по телевизору или капустники, даже с учетом перманентных иллюзий на русскую классику (в том числе и музыкальную – Княгиня здесь, естественно, стала Графиней, призраком «Пиковой дамы»). То же и музыка: в опере комбинируются фрагменты, издалека напоминающие Шостаковича (скажем, сцену изнасилования Аксиньи из «Катерины Измайловой») и городской романс, который то и дело «съезжает» в советскую эстраду. В номере, названном «Ансамбль «Какофония» они соединяются. Мотивчик (тот, что запоминается намертво), кстати, есть: диалог Директора и Его Превосходительства «Как в гимназии дела? – Хорошо!» с вариациями («Как в гимназии дела? – Плохо. – Хорошо!») решен действительно здорово. Он же окончательно превращает спектакль в трагикомедию или даже в трагифарс.   

Правда, режиссер Георгий Исаакян и художник Степан Зограбян мастерски придают довольно бесформенной партитуре цельные контуры: огромная помойная муха (таинственная недотыкомка?) все время напоминает об истинном месте действия. А прием отстранения с куклами разного калибра – игрушечными, ростовыми и людьми-марионетками – усиливает фантасмагорический эффект (да и трагический, собственно, тоже). К числу несомненных достоинств «Мелкого беса» отнесем, пожалуй, то, что этот спектакль раскрывает мощности труппы Бориса Покровского: по-настоящему зрелищной и содержательной делают эту постановку артисты (удивительно, ибо не в каждом спектакле самого Покровского они работают столь же изобретательно): Роман Шевчук (Передонов), Алексей Сулимов (Павлушка), Алексей Морозов (Директор гимназии), Ирина Алексеенко (Варвара), Вадим Волков (Пыльников, он же Графиня) и другие. 

На сборе труппы театр объявил и планы на будущий сезон, надо сказать, заявки сделаны очень любопытные.  Впереди – работа над оперой Леоша Яначека «Приключения лисички-плутовки», ее ставят руководители театра – дирижер Геннадий Рождественский и режиссер Михаил Кисляров. По словам последнего, вопреки традиции интерпретировать эту оперу как детскую она будет трактоваться как «сказка для взрослых» (премьера 4 ноября). В детский же репертуар театра вернется спектакль «Давайте создадим оперу!». Известное сочинение Бенджамина Бриттена («Синяя птица» театра, как заметил его главный режиссер Михаил Кисляров) появится в новой редакции (4 декабря). 

Юбилею Геннадия Рождественского  (4 мая маэстро исполнится 85!) театр посвящает постановку оперы Римского-Корсакова «Сервилия». Опера эта настолько затерялась в тени своих «сестер», что не существует даже ее полной аудиозаписи. Геннадий Николаевич и труппа театра этот пробел, разумеется, восполнят. Финальным аккордом сезона 2015/16 года станет постановка оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», ее осуществит немецкий режиссер и продюсер Ханс-Йоахим Фрай.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1639
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
803
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4088
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3175

Другие новости