0
3231
Газета Культура Интернет-версия

26.07.2016 00:01:00

«Гибель богов» сокрушила Авиньон

Тэги: фестиваль, спектакль, авиньон, гибель богов


Сцена из спектакля «Гибель богов».	  Фото © Christophe Raynaud de Lage	/Festival d'Avignon
Сцена из спектакля «Гибель богов». Фото © Christophe Raynaud de Lage /Festival d'Avignon

В нынешнем году фестиваль выбрал линию театральных адаптаций романов и киносценариев, а важной составляющей официальной программы стали политика и проблемы злободневного характера. Главной сенсацией фестиваля стало триумфальное после 23 лет отсутствия возвращение прославленной труппы «Комеди Франсез» в Почетный двор Папского дворца. Предыдущая дирекция в течение 10 лет находила любые оправдания и резоны, почему знаменитому театру не место в Авиньоне. Но среди не высказываемых вслух причин была одна, сама собой разумеющаяся – что делать этому лайнеру прошлого в гавани актуального искусства?

Ответ, данный спектаклем «Гибель богов» по сценарию Лукино Висконти, Николы Бадалуччо и Энрико Медиоли в постановке голландского режиссера Иво ван Хове, был сокрушительным. Перед зрителями предстал современный спектакль, где тонкая психологическая игра актеров прекрасно сочеталась с современными технологиями. Ван Хове отказался от использования вертикалей и высоты стен Почетного двора и выбрал сценографию, работающую в горизонтальной плоскости. Слева – гримерки артистов, справа – шесть гробов, которые наполняются уходящими из жизни членами клана фон Эссенбеков. По центру – огромный экран, где выведут документальные съемки эпохи. Просцениум же стал ареной для шекспировских страстей в диапазоне от «Макбета» до «Гамлета».

Одной из самых сильных по эмоциональному воздействию в ряду отточенных сцен, стала «ночь длинных ножей» и её театральное воплощение. Пытаясь заполучить место на вершине семейной пирамиды, а значит и президента самой крупной немецкой сталелитейной компании, барон Константин фон Эссенбек получил место в руководстве штурмовых отрядов СА. Он, как и сам Эрнест Рем не предполагал, какой финал ждёт этих «псов» нацизма. А на сцене эту ночь проживают только два персонажа — сам барон в исполнении бесстрашного Дени Подалидеса и его по-арийски безупречный друг, в то время как на экране, куда подаётся изображение со сцены, эти персонажи вписывались в ритуальную вакханалию из десятков тел, заснятую заранее. На видео все гибнут и текут потоки крови,в то время, как на сцене остаются только два героя. Магия видео, совмещённая с филигранной игрой актёров в этот момент достигает какого-то космического накала, приводя к катарсису.

В амстердамском театре Toneelgroep Иво ван Хове уже более пяти лет ставит спектакли по сценариям знаменитых фильмов: «Персона», «Шепоты и крики» Бергмана, трилогии Антониони, «Одержимость», «Рокко и его братья» Висконти. Встреча ван Хове с парижской труппой случилась при участии директора Авиньонского фестиваля Оливье Пи, отсюда и парадоксальное предложение поработать над сценарием «Гибель богов», который знаменит по фильму. Режиссер и труппа воплотили на сцене именно сценарий, нашли необыкновенно сильные ходы, превратив спектакль в четкую последовательность ритуалов, механическое движение в бездну на фоне ухода Германии в фашистскую диктатуру.

В этом году Авиньон дал карт-бланш режиссерам, плотно работающими с большой литературой и нашедшим вдохновение в текстах, не предназначавшихся для сцены. Фестиваль не смог пройти мимо поисков нашего Кирилла Серебренникова и его версии «Мертвых душ». Труппа Гоголь-центра второй год подряд с успехом представила современный российский театр в Авиньоне.

Новая австрийская звезда Корнелия Райнер с труппой «Русские горы» представила спектакль «Ленц» по одноименному рассказу Бюхнера, вписав в сценографию симметрично закрученных спиралей американских горок, которые, как известно, за границей называют русскими, – несколько недель из жизни немецкого романтика.

Авиньон славится своими спектаклями, которые могут длиться часами. В этом году отличились два новых французских дарования: Жюльен Госселян и Жан Беллорини. Первый представил 12-часовую сагу в пяти частях «2666» по роману аргентинского писателя Роберто Болано – пиршество духа для продвинутой парижской публики с левого берега. Диву даешься, какой памятью надо обладать актерам, чтобы взахлеб, а иногда с невыносимым надрывом вещать со сцены бесконечно длинные страницы текста.

Второй - впервые приехав в Авиньон, сразу получил место в монументальном карьере Бульбон, что немудрено, ведь для его спектакля «Карамазовы» длиной в пять с половиной часов требовалась особая оправа. Молодой режиссер решил вдвинуть классика в день сегодняшний. Белоснежно-пергидролевый Алеша в зеленом кафтане, а-ля рок-музыкант, Грушенька с розовым волосами… Парадоксально и остро смотрелась третья часть спектакля, когда зонги и музыкальные номера равномерно прошивали сценическое действо. А самым большим сюрпризом – и великолепным контрапунктом – стал финал второй части, когда ровно после 30-минутного монолога про Великого инквизитора, разбудив заснувших под звездным небом зрителей, зазвучала меланхолически сладкая песня Сальваторе Адамо «Падает снег».

За политику на нынешнем Авиньоне отвечала любимица продвинутых критиков, испанская перформерша и актриса Анжелика Лидделл – «королева артистического безумия». На этот раз она действительно освободилась от всех оков и сдерживающих условностей. Пять часов на сцене она проводит обнаженной, часто с раздвинутыми ногами (отсыл к знаменитой картине Курбе «Происхождение мира»): это долгий сеанс экзорцизма по поводу террористической атаки 13 ноября в Париже. В те дни Лидделл была на гастролях в театре Одеон и в ходе спектакля признавалась что мысленно считает себя виновной. Свой восторг выражала определённая часть критики, буквально кричавшая о новой гениальной актрисе. Другие зрители после первого часа оргий спешили вернуться в отель и прийти в себя.

И настоящим открытием стала бельгийский драматург и режиссер Анн-Сесиль Ванделем, представившая свою пьесу «Грусть» в собственной постановке и с собой в главной роли. Ванделем рассказывает о жизни умирающего датского острова Грусть: тут осталось всего восемь жителей. И население острова сокращается. На похороны своей матери приезжает очаровательная блондинка – лидер ультраправой национальной партии. Именно эту блондинку-бомбу и играет Ванделем. Столько юмора, да еще в современной пьесе на злобу дня, Авиньон не видел давно. И все в зале прекрасно видят другую блондинку, но уже из французского политического романа, которая явно поколеблет устои пятой Французской республики на президентских выборах в следующем году. И совсем не в Дании, а здесь и сейчас, во Франции.

Два спектакля – «Гибель богов» и «Грусть» – закольцевали Авиньон этого года. Кажущийся кому-то наивным и изжившим себя призыв «Люди, будьте бдительны!» не потерял своей актуальности и сегодня. Напоминать нам об этом – не самая последняя задача современного театра.

Авиньон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1995
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
959
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4695
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3629

Другие новости