0
2633
Газета Культура Интернет-версия

27.10.2016 00:01:00

Непереносимые бабочки

Тэги: современное искусство, винзавод, выставка, евгений антуфьев, хрупкие вещи


современное искусство, винзавод, выставка, евгений антуфьев, хрупкие вещи По набоковским местам. Гостиничный номер в Монтре. Фото предоставлено пресс-службой галереи

Открывшаяся в квартирующей на Винзаводе Pechersky Gallery выставка молодого, но уже модного и востребованного художника Евгения Антуфьева «Хрупкие вещи» – часть его проекта «Вечный сад», показанного минувшим летом на Manifesta 11. Передвижная европейская биеннале современного искусства, два года назад проходившая в Петербурге, на сей раз обосновалась в Цюрихе, а самый молодой ее участник Антуфьев, 1986 года рождения, сделал посвящение Владимиру Набокову в Wasserkirche. Перенесение в галерейные белые стены этот site-specific art выдержал с трудом.

Евгений Антуфьев быстро набирает обороты. Путевку в выставочную жизнь ему дал как раз Винзавод в 2008 году на площадке молодого искусства «Старт», куда художник инсталлировал свои «Объекты защиты», странноватые предметы, собранные в Туве, где он родился, напоминавшие в своем причудливом соединении ритуальные вещи и будто исполненные зашифрованной тоски по географии детства и семье. Уже в 2009-м за эту выставку Антуфьев взял Премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года». Потом было много показов, персональных и коллективных, и среди последних – Ostalgia в нью-йоркском Новом музее современного искусства и «Эдемский сад» в парижском Palais de Tokyo. Наконец, первый персональный показ на международной арт-сцене – «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор – слияние. Исследование материалов» 2013-го в итальянском Collezione Maramotti, проект, потом представленный в московском Мультимедиа Арт Музее и номинированный на Кандинского – выставка, о которой сам Антуфьев писал так: «Моя любимая форма восприятия информации – лабиринт, с бесконечно дублирующимися путями и внезапными тупиками. Пожалуй, этот проект и есть такой лабиринт из костей, дерева, кристаллов, ткани, змеиной кожи, дыма, метеоритного железа». У художника есть узнаваемый стиль, и пусть кажущаяся несколько инфантильно-сумбурной подача своего message, но это – его специфика Антуфьева. Который, к слову, все-таки умеет держать пространство, и если отдельные его галерейные выступления (например, в работавшей с ним «Риджине») порой вызывали недоумение, то большая прошлогодняя экспозиция «Бессмертие навсегда» в Московском музее современного искусства на Петровке была выстроена и продумана вполне удачно.

И вот – участие в Manifesta, основной проект которой с заглавием «Что люди готовы сделать за деньги: совместные авантюры» курировал знаменитый Кристиан Янковский. Это – здорово. И престижно не только для самого Антуфьева, но и для современного российского искусства в целом. Проект сделан в сотрудничестве с пастором Wasserkirche Мартином Рюшем, пустившим художника работать в пространстве собора, где «Вечный сад» (по названию швейцарской экспозиции) стал метафорой памяти и быстротечности человеческой жизни, что сравнивалась с цветком. И где вместо Распятия возле алтаря стараниями Антуфьева воспарила огромная бабочка с крыльями цвета погожего дня – что, видимо, намекает на ритуальную (раз уж Антуфьев работает в таком ключе) «распятость» бабочек энтомологами. Этот снимок облетел Интернет, но все же, не видя проекта целиком in situ, как не видела его, к примеру, я, судить о нем сложно – и нынешняя выставка в московской галерее в этом тоже почти не помогает. Плюс к тому в Цюрихе имелась секретная копия со скульптурными вариациями на тему монстров швейцарского натуралиста и энциклопедиста Конрада Геснера – вход туда стоил один франк. В Pechersky Gallery тоже есть свой «тайник», но выглядит он искусственно пристегнутым к выставке предисловием.

Вступительный текст к «Хрупким вещам» повествует о том, что Антуфьев заселился в гостиничный номер Набокова в Монтре, что он проецировал на стены тени бабочек, а орнаменты убранства комнаты переосмыслил в виде бронзовых скульптур. В галерее на постаментах стоят чаши (или кубки, или – опять-таки – ритуальные сосуды) с бабочками – вероятно, бронзовые, хоть по обработке и напоминающие пластилиновые. На стенах висят такие же «скульптуры» – золоченые бабочки, фотография отеля, где жил Набоков, балкона с тортом на столике, какой в свое время заказывал писатель, фото набоковской коллекции бабочек (саму ее на выставку в Москву из Лозанны не выдали), сделанные Антуфьевым вышивки с цветочными вазами. Предметы трогательные – причем сентиментальность нехитрого оммажа писателю и его вкладу в лепидоптерологию проговорена и еще нагнетается помещением сюда его крохотной фигурки с сачком, вырезанной из фотографии и поставленной возле превышающей габаритами его бронзовой бабочки, а затем повторенной в ящичке с кукольного размера одеждой – белой рубашкой, бриджами, даже носками и снова непременной, уже засушенной, бабочкой.

Но «вынутые» из церковного пространства, которое, видимо, самим фактом сосуществования с арт-проектом должно было наводить на мысли о сопоставлении сакральных таинств с научной страстью Набокова, тоже своего рода священным таинством, – сейчас, на Винзаводе, эти предметы подрастеряли голоса. Если кому-то хочется, этим объектами скорее можно верить на слово: мол, в соборе это было историей-воспоминанием о Набокове – однако цельности проекта в них нет. Ее заменило каталожного рода перечисление и представление предметов. Зачем такая московская реплика понадобилась Антуфьеву? Или она нужна галерее? Вряд ли ради не видевших Manifesta 11: site-specific art, где конкретное пространство становится частью художественного замысла, не повторить. А сделать его мозаикой в коммерческом пространстве можно. Нужно ли?..    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
304
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
180
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
367
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
373

Другие новости