После ареста Экрема Имамоглу в марте по Турции прокатилась волна протестов. Фото Reuters
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу, арестованный 19 марта по ряду громких обвинений, должен предстать перед судом 16 июля. В центре внимания будет дело, связанное с якобы имевшими место угрозами в адрес главного прокурора Стамбула. Разбирательство – это первый шаг к официальному лишению оппозиционера права на то, чтобы участвовать в политической жизни. По подсчетам западных СМИ, с октября турецкие правоохранители задержали почти 500 оппозиционеров по разным обвинениям. По оценкам экспертов, в своем текущем состоянии оппозиционный лагерь вряд ли может оказать Эрдогану сопротивление.
О том, что Имамоглу предстанет перед судом 16 июля, сообщило агентство Bloomberg. Поводом станет дело о публичных угрозах, которые стамбульский мэр, арестованный в марте по подозрению в целом ряде преступлений, якобы адресовал главному прокурору мегаполиса. Соответствующее расследование было начато в конце января, до ареста оппозиционера, считающегося главным политическим конкурентом президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Спусковым крючком стало то, что Имамоглу заочно обратился к генпрокурору Акыну Гюрлеку в телеэфире, заметив, что намерен «выкорчевать и выбросить» управляющий генпрокурором разум. Центральные власти квалифицировали это как публичную угрозу.
В случае признания Имамоглу виновным ему грозит до семи лет тюрьмы и запрет на политическую деятельность. Кроме того, само дело станет первым шагом к закручиванию юридических гаек в отношении стамбульского мэра, которому в сентябре предстоит целая серия слушаний по другим делам, спровоцировавшим мартовский арест.
Политические риски пока не повлияли на экономические показатели Турции, отмечает Bloomberg. По оценкам агентства, в последние недели иностранные инвесторы стали более оптимистично относиться к турецкой экономике. В первую неделю июля наблюдался самый большой приток иностранных инвестиций в лировые облигации.
Другой вопрос, как на судебный процесс будет реагировать турецкая улица. В связи с этим власти республики даже всерьез обдумывали то, должны ли прения с участием стамбульского мэра транслироваться в эфире. Об этом журналисты спрашивали министра юстиции Йылмаза Тунча, однако тот сослался на уголовно-процессуальный кодекс Турции и заявил, что есть определенные препятствия для организации прямой трансляции.
Имамоглу был задержан 19 марта, а арестован через четыре дня по решению судебных органов. На тот момент он занимал вторую по значимости выборную должность в стране после Эрдогана, потому что управлял самым густонаселенным городом Турции с годовым бюджетом не менее 10 млрд долл. После этого по Турции прокатилась волна акций протеста, организованных соратниками Имамоглу по Республиканской народной партии (РНП) – крупнейшей оппозиционной фракции в стране. Наиболее масштабные уличные акции состоялись в Стамбуле, Анкаре и Измире.
На этом фоне турецкие правоохранители начали преследовать мэров и глав муниципалитетов, которые в свое время выдвигались от РНП. Кроме того, под удар попали обычные сторонники оппозиции. Как демонстрирует расследование Reuters, с октября полиция задержала более 500 человек по политическим мотивам. Из них свыше 220 были заключены в тюрьму или помещены под домашний арест.
Таким образом, считают критики, Эрдоган готовит страну к своему переизбранию. Следующие всеобщие выборы должны пройти в 2028 году, однако у главы государства нет легальных оснований баллотироваться еще раз, но есть юридические лазейки.
«Эрдоган может изменить Конституцию через парламент или референдум, – заявил «НГ» турецкий политолог Керим Хас. – Он может, кроме того, организовать досрочные выборы. В ближайшее время мы увидим укрепление позиций Эрдогана, который будет получать поддержку не только со стороны союзников-националистов, но со стороны прокурдской Партии народного равенства и демократии (DEM), которую еще недавно Эрдоган и его соратники обвиняли в связях с террористами». Именно для этого турецкий президент в минувшем году инициировал мирный процесс с Рабочей партией Курдистана (РПК) – вооруженной группировкой, которая вела борьбу с турецким государством с 1980-х годов. Сделка даст Эрдогану возможность сблизиться с DEM.
Что касается РНП, то партии с марта удалось мобилизовать только своих сторонников, рассудил собеседник «НГ». «Не думаю, что она смогла мобилизовать все слои населения Турции, – заявил Хас. – Поляризация в Турции глубока. Все давно определили своих любимых политиков. Мы видели во время митингов, которые организовала РНП, что другие партии относились к этим акциям достаточно спокойно или просто не участвовали». В этих обстоятельствах РНП и ее действующий председатель Озгюр Озель просто дают своим сторонникам возможность выпустить пар, поясняет эксперт. По его словам, демонстрации, которые прокатились по стране после ареста Имамоглу, мало на что влияют в действительности: Эрдоган не будет смягчать свою политику.
«Озель не хочет или не может мобилизовать своих сторонников, чтобы атаковать высшее политическое руководство Турции, – считает Хас. – Эрдогану эти митинги не угрожают. Пока Озель не переходит красные линии президента». Более того, как считает собеседник «НГ», укрепление позиций Озеля внутри РНП выгодно главе государства, потому что он не рассматривает Озеля в качестве реального конкурента – усиление его фигуры только ослабит РНП. «РНП всегда называли «партией тысячи фракций». Ее функционеры все борются исключительно за себя и между собой. Они не предпринимают серьезных усилий для того, чтобы взять на себя руководство страной», – резюмировал собеседник «НГ».