Спрос на услуги курьеров в РФ остается высоким.
Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru
Появление цифровых платформ занятости трансформировало рынок труда, указывают эксперты из Высшей школы экономики (ВШЭ). По результатам опросов, проведенных ВШЭ, сегодня трое из четырех россиян с той или иной регулярностью подрабатывают с помощью цифровых платформ. Противоречивые тенденции при этом наблюдаются в сфере курьерских услуг. Кадровые службы фиксируют дальнейший спрос на услуги курьеров, а сами службы доставки сталкиваются с падением предпринимательской уверенности и оттоком кадров.
Деловой климат организаций, осуществляющих курьерские услуги, ухудшается, приходят к выводу в Центре конъюнктурных исследований ВШЭ. К примеру, индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в этой сфере по итогам первого квартала оказался ниже, чем в целом по сфере услуг.
Сам ИПУ представляет собой среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале. В результате ИПУ в курьерской деятельности составил –4%, что хуже, чем по сфере услуг в целом (–2%).
При этом спрос на услуги курьеров в РФ продолжает расти. За последний год потребность в курьерах увеличилась вдвое, следовало из исследования сайта поиска вакансий Headhunter (hh.ru). А российские работодатели только в 2024 году разместили более 195 тыс. вакансий для доставщиков. За весь 2023 год спрос на курьеров в РФ увеличился в четыре раза, сообщали в сервисе «Авито Работа».
Россияне также проявляют интерес к такому виду подработки. Согласно данным компании «Авито», весной 2025 года количество откликов на предложения о работе доставщиком увеличилось в два раза по сравнению с прошлым годом. Средняя зарплата, которую компании предлагают курьерам в 2025 году, составляет 144,5 тыс. руб. против 111 тыс. руб. годом ранее, указывают в hh.ru.
Что удивительно – несмотря на растущий спрос на курьерские услуги, эксперты ВШЭ фиксируют высокую долю сокращений численности занятых в курьерской службе. Согласно данным Росстата, по итогам прошлого года численность выбывших работников в курьерской деятельности достигла максимума с 2017 года, практически достигнув 12 тыс. По отношению к 2023 году данный показатель увеличился почти вдвое, подчеркивают исследователи. «В частности, в четвертом квартале 2024 года соотношение численности принятых и выбывших работников списочного состава (к списочной численности) составило 11% и 29%, хотя еще в прошлом году наблюдалась противоположная тенденция – 26% и 9%. Удельный вес численности выбывших работников в среднесписочной численности в 2024 году составил 62,7% против 45,1% в 2023 году», – сообщают эксперты.
Они также считают, что один этот факт косвенно свидетельствует о нестабильности занятости персонала, функционирующего в курьерской деятельности, и соответственно слабой предсказуемости получения постоянного дохода. «Большинство работников, занятых в этой сфере, оформлены по гражданско-правовым договорам (ГПД). Это создает дополнительные риски для финансовой безопасности людей. Частичным подтверждением данного вывода является самая большая доля ответов респондентов из курьерской деятельности о «неопределенности экономической ситуации» как о главном лимитирующем факторе, о чем сообщили 61% респондентов (тогда в целом по выборке – 55%).
Сами экономисты такое беспокойство доставщиков по поводу «экономической неопределенности» связывают с низкой квалификацией самой деятельности. «В XVIII–XIX веках трубочисты, особенно работавшие на сложных печных домах у высокодоходного населения, получали очень высокую оплату труда. Кузнецы также имели очень высокие заработные платы. Приведенные исторические примеры относятся к «умершим» профессиям. Скорее всего и профессия «курьер» в обозримом будущем закончит свое существование. Найдутся новые, более инновационные и менее затратные механизмы доставки товаров и услуг», – рассуждают в ВШЭ.
«В прошлом году динамика была противоположная – количество контрактованных сотрудников в курьерских службах значительно превышало число выбывших. Судя по исследованию, мы тогда наблюдали кризис кадровой политики на многих предприятиях других отраслей экономики. Платформенные отрасли – такси и курьеры – были гораздо привлекательнее тех сфер, где работодатели или заказчики отставали по зарплатам и удобству для сотрудников», – отмечает руководитель оперативного штаба профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой. И финансовая нестабильность курьеров – одна из главных причин их ухода в другие отрасли, соглашается он.
Курьерская работа уже постепенно замещается автоматизированными системами выдачи и роботами, обращает внимание омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства Дмитрий Порочкин. «Уже есть решение, позволяющие сократить количество курьеров в найме, – использование роботов небольших габаритных размеров, которые способны безопасно и в срок доставлять заказы клиентам. Кроме того, создана инфраструктура автоматизированных постаматов и терминалов, позволяющая сократить количество курьеров», – говорит он.
«На данный момент нельзя сказать, что в первом полугодии 2025 года мы наблюдали какие-то существенные отклонения от тех тенденций, которые прослеживались в прошлые годы», – замечает управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел. Однако сфера услуг, особенно в области курьерской доставки, в целом более динамичная. «На фоне не снижающегося спроса на услуги доставки в этом сегменте из года в год отмечается не менее высокая текучесть персонала. Большую роль в этом помимо тяжелых условий труда, социальной незащищенности сотрудников, непредсказуемых погодных условий и т.п. играет сезонный фактор», – отмечает эксперт. Кроме того, многие соискатели рассматривают вакансии курьеров исключительно как подработку.
Член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев обращает внимание, что в исследовании ВШЭ речь идет о динамике списочной численности работников. «А списочный состав – это наемный персонал. Вероятно, курьерские службы выводят персонал из штатного состава. Обратите внимание – 12 тыс. выбывших за 2024 год, при том что Минпромторг оценивает общую численность курьеров в России в 1,5 млн человек», – подчеркивает эксперт. Он не исключает, что сейчас курьеры просто переквалифицируются в самозанятые. «Тем не менее «неопределенность экономической ситуации» как самый беспокоящий фактор для курьеров – это естественно. Реакция на изменения спроса в отрасли здесь максимально чувствительна», – подчеркивает Николаев.
Мнение Николаева разделяет и старший научный сотрудник Президентской академии Виктор Ляшок. «Большинство же работников в курьерской деятельности – это работники по ГПД. Возможно, в условиях охлаждения экономики курьерские организации начали сокращать число программистов и других работников, обслуживающих интернет-платформы, через которые сейчас оказывается большинство услуг. К тому же широкий спрос на курьерскую деятельность начался после 2022 года, с изменением торговых связей между Россией и другими странами, в результате чего максимально вырос спрос на логистов. В настоящее время новые связи уже налажены, поэтому спрос на эти профессии мог снизиться», – рассуждает он.
Сокращение числа курьеров происходит на фоне общего усложнения условий для бизнеса, считает завлабораторией доказательной регуляторики Института Гайдара Любовь Филин. «Даже при сохраняющемся спросе на доставку компании сталкиваются с ростом издержек, нестабильностью потребительского спроса и необходимостью адаптироваться к непростым экономическим условиям. В этих условиях бизнес стремится к максимальной операционной эффективности – автоматизирует логистику, оптимизирует маршруты через алгоритмы и искусственный интеллект», – рассуждает она. Доцент РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец согласна с тем, что рынок курьерской службы стабилизируется и оптимизируется.