В обмен на снижение тарифов Индонезия обязалась закупать американские лайнеры. Фото Reuters
Президент США Дональд Трамп снизил пошлины для Индонезии с 32 до 19%. Это не акт благотворительности, а сделка. Джакарта должна будет в ответ приобрести у США энергетические продукты, 50 самолетов Boeing 777, другие товары. Но это соглашение заключено в тот момент, когда между Вашингтоном и Пекином разгорается конкуренция за доминирование в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Вместе с тем пока Индонезия проводит независимую политику и не желает становиться на сторону ни одной из соперничающих держав.
Трамп на своей платформе Truth Social объявил, что он добился существенных уступок от Индонезии в обмен на понижение тарифов. Она должна будет приобрести у Америки на 15 млрд долл. энергетических товаров, на 4,5 млрд долл. продуктов сельского хозяйства, а также закупить 50 пассажирских лайнеров Boeing, в основном марки 777. «Они будут платить 19% пошлины, а мы не будем платить ничего и получим доступ в Индонезию», – с долей хвастовства заявил Трамп. В прошлом году товарооборот между США и Индонезией составил 40 млрд долл. Тут Америка – вовсе не лидер. К тому же США здесь имели дефицит в размере 18 млрд долл.
Столь утилитарный подход хозяина Белого дома к Индонезии, самой крупной мусульманской стране мира и самой большой по населению стране в Юго-Восточной Азии, казалось, должен коробить индонезийцев. Тем более что популярность Америки в этой стране, как показали опросы, после возвращения Трампа на пост президента стала снижаться. Тем не менее министры индонезийского правительства приветствовали снижение тарифов, объявленное Вашингтоном. Дело, вероятно, в том, что приближается 80-я годовщина провозглашения независимости Индонезии – 17 августа. И Джакарта не желает, чтобы это торжественное событие заслонили репортажи в СМИ о разборках с Вашингтоном или Пекином, другим важнейшим торговым и политическим партнером Индонезии. Тут США находятся в более выигрышной позиции. Хоть и не сам президент, но глава Пентагона Пит Хегсет недавно провозгласил, что США вместе с партнерами готовы дать отпор экспансионистским устремлениям Китая. Он имел в виду претензии КНР на контроль над большой частью Южно-Китайского моря (ЮКМ), инциденты, когда китайские боевые самолеты или корабли совершают рискованные маневры в воздухе и на поверхности моря рядом с американскими самолетами и кораблями. Словом, Вашингтон претендует на роль опекуна государств Юго-Восточной Азии, испытывающих давление со стороны Китая. Тем более что у Индонезии, как и у многих других стран региона, есть спор с КНР по поводу того, кому принадлежит право на эксплуатацию дна ЮКМ.
В беседе с «НГ» Алексей Другов, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, отметил: «Разногласия между Индонезией и Китаем сохраняются, но обе стороны не склонны их раздувать. Индонезия вступила в группу БРИКС, одним из основателей которой был Китай. Тем более что Китай и по торговле, и по инвестициям остается одним из главных партнеров Индонезии. Там давно пустила корни китайская диаспора. Она играет серьезную роль в экономике Индонезии. На нее приходится значительная часть инвестиций в экономику страны. В тех местах, где китайцы составляют довольно большую часть местного населения, происходят столкновения на этнической почве. Но не часто».
У Индонезии сложились дружеские связи и с Россией. Достаточно сказать, что в июне нынешнего года индонезийский президент Прабово Субианто принял участие в Петербургском экономическом форуме. И все же главное соперничество за влияние разворачивается между Вашингтоном и Пекином.
США и Китай стремятся перетянуть Индонезию на свою сторону. А Индонезия достаточно умело этому противостоит. Она понимает, что выступить на чьей-то стороне не в ее национальных интересах. Индонезия повторяет формулировку, которая была принята еще при первом президенте страны Ахмеде Сукарно: Индонезия проводит независимую, активную внешнюю политику. «В правящих кругах и в индонезийском обществе сейчас возродился интерес к Сукарно. Газеты вспоминают о конференции в Бандунге, где собрались лидеры освободившихся стран. Они провозгласили такие принципы, как неприсоединение, неучастие в блоках, укрепление национального суверенитета. А нынешний президент Прабово Субианто явно хочет создать себе репутацию наследника дела Сукарно, старается придать внешней политике максимально многополярный характер», – заключил Другов. n