0
5417
Газета Культура Интернет-версия

28.10.2016 00:01:00

Великий обольститель

Тэги: кино, театр, режиссеры, роман виктюк, поздравление


233-12-09_t.jpg

Жизнь Романа Григорьевича Виктюка полна мистики: украинский мальчуган, которому цыганка нагадала стать дирижером, стал не только известным российским режиссером, создателем своего авторского театра, всегда узнаваемого художественного стиля, но и фигурой почти культовой. В его спектаклях нуждаются, как в инъекциях Красоты, его считают чуть ли не шаманом – человеком, работающим с психической энергией. А все актеры, которые с ним успели поработать, в один голос называют Великим Соблазнителем. Потому что на каждую актёрскую реплику в ходе репетиций Виктюк кричал и кричит: «Гений! Талант!». И актеры пленены навек.

Его спектакли – это ритуал и мистерия, часто с античным размахом (недаром одним из самых ярких его спектаклей, где он впервые нащупал свой авторский прием – синтеза движения и слова - стала цветаевская «Федра» на Таганке в 1988) и эротическим дурманом; они - гремучая смесь изощренной элитарности и вульгарного масскульта. Они такие же яркие, как и сам мастер с его бесчисленной коллекцией модных цветистых пиджаков и галстуков – личная слабость.

Это всегда спектакли о Красоте, как ее понимал Декаданс (красота человека, его любви, ненависти и даже смерти). Виктюк в позднесоветской и постперестроечной половине своего творчества, уже создавая собственный театр, часто брал тексты провокативные, исследующие человека в его подсознательных желаниях, чувствах, страстях: сверхэпатажные для 1988 года «Служанки» Жене, сексуализированная «Философия в будуаре» Маркиза де Сада, трагическая «Саломея» Уайльда. Театр Виктюка никогда не был бытописательским, его спектакли называют «материализацией снов», театром ощущений и эстетического Удовольствия. Его спектакли всегда чувственные, во всех смыслах обнаженные, «без кожи». А сам Виктюк однажды на вопрос, как он относится к режиссерам, которые ставят «Чайку» или «Грозу», ответил: «Это то же самое, что спасть с трупом, - все от импотенции».

До последнего времени ни географически, ни юридически «Театра Романа Виктюка» не существовало, а был лишь «закрепленный» стиль. После московского ГИТИСа, где он ночами осваивал музыку, а по вечерам по-студенчески зайцем проходил кордоны любой сложности, чтобы попасть на спектакли, например, в Большой. Начинающий режиссер, который поражал всех невероятным сочетанием королевского воображения и нищенского быта (актерам его нужно было подкармливать перед репетициями), успел сделать громкие постановки в значимых театрах столицы. Всяческими способами «обманывая» худсоветы и цензуру. Это была крамольная в 1977 году «Царская охота» Леонида Зорина в театре Моссовета, мрачный «Мелкий бес» Сологуба в «Современнике», запрещенные в 1979 в Студенческом театре МГУ «Уроки музыки» Петрушевской, спектакль о встрече Сталина с Шостаковичем в Вахтанговском. Кстати, именно Виктюк был первооткрывателем для отечественной сцены новой драматургии, кроме Петрушевской он поставил и прославил Николая Коляду с его «Рогаткой» и «Полонезом Огинского». Опыт пластического театра, который станет затем основой партитур спектаклей Виктюка (симбиоз пластики, музыки, человеческого голоса), тот почепнул из эстрадно-циркового училища, куда его пригласили преподавать. Вот так, полулегальный режиссер-выдумщик работал в главных советских театрах – поставил не один спектакль во МХАТе, выбил себе место в Вильнюсе, американцы приезжали смотреть его спектакль в подмосковном Калинине. В спектаклях Виктюка играли лучшие актрисы своего времени (про него всегда говорят – как он особенно чувствует женщину): Алла Демидова, Елена Образцова, Лия Ахеджакова, Людмила Максакова. Сегодня Роман Виктюк и его театр, наконец, по-настоящему обретают свой дом. Наверное, только мистик Виктюк мог получить и страстно полюбить такое загадочное здание-шестеренку авангардиста Константина Мельникова. Дом Света, как его называет Виктюк.

«НГ»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
553
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
341
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2320
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1815

Другие новости