0
3177
Газета Культура Интернет-версия

22.12.2016 00:01:00

Пустячок, а лирично. Пушкинский музей отмечает 150-летие Василия Кандинского

Тэги: пушкинский музей, василий кандинский, выставка, багатели


пушкинский музей, василий кандинский, выставка, багатели Тем, кто хочет увлечься абстракцией, лучше начинать с Кандинского. Фото автора

Музей отмечает юбилей художника  Василия Кандинского выставкой «Багатели». Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915–1920», открывшейся в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков. Куратор показа, заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ Наталия Автономова собрала историю о Кандинском как художнике лирическом и романтическом, хотя здесь показывают даже лубки и сделанные по эскизам Кандинского Дулевским заводом чайные пары. А за романтический мотив зацепили другой сюжет – о женитьбе художника на Нине Андреевской, чьи работы сейчас представили впервые.

Жаль, что они не вместе, – думаешь, рассматривая камерную, в полсотни работ, но изящную выставку. Юбилей основоположника абстракции российские музеи празднуют отчего-то по отдельности. Весной Третьяковка показывала его эрмитажную «Композицию VI» и «Композицию VII» из своего собрания (см. «НГ» от 06.06.16), потом они переехали в Эрмитаж, который дополнил экспозицию другими работами. Осенью свою выставку – «Кандинский и Россия» – открыл Русский музей, теперь – Пушкинский. На этих выставках музейные собрания «пересекались», но общего большого проекта делать не стали. В ГМИИ же кроме произведений из российских музеев и частных собраний привезли вещи из Азербайджанского музея искусств.

На Волхонке взяли 1915–1920 годы, московский период между двумя немецкими: Кандинский уже основал «Новое художественное общество Мюнхена» и стал соучредителем «Синего всадника», опубликован его трактат «О духовном в искусстве», с 1900-х он подбирался к абстракции и в 1911-м написал картину, считающуюся его первой абстрактной – «Картину с кругом» (хранится в Национальном музее Грузии в Тбилиси). Технику «живописи под стеклом» он осваивал в начале 1910-х в Баварии и практиковался в ней и в Москве, на французский манер назвав свои опусы «багателями» – «пустяками», «вещицами», «безделицами». В качестве немецкого примера в Пушкинском взяли религиозные картинки на стекле конца XIX – начала XX века с изображением святых – яркие и наивные. Кандинский в «багателях» вспоминает свои ранние фигуративные символистские работы, а теперь старательно мастерит, к примеру, амазонок. Воинственные девы у него обратились в нежных барышень, обряженных в платья в пол: «Амазонка с голубыми львами» 1918 года, к примеру, это девушка в синем платье, скачущая на розовом коне над усадьбой, вход в которую обрамляют кошачьего вида львы. Это всадница, превратившаяся в геральдический знак, но весьма кокетливый и романтический. Про романтизм художник говорил, что тот «глубок, красив, его содержание радостно; это кусок льда, в котором сияет огонь».

И если, с одной стороны, здесь экспонируют немецкую живопись на стекле, с другой, окажется русский лубок. Не только потому, что он был в собрании Кандинского и, что общеизвестно, повлиял на развитие русского авангарда, и чтобы сравнить его с ксилографиями самого художника на выставке, – но и ради «багателей», думается, тоже. Один из самых эрудированных мастеров авангарда, теоретик, Кандинский создает именно что вещицы – названием проговаривая «необязательность», несерьезность «багателей», ставя их в линию народного искусства (не стилистикой, а скорее ясностью изображения – они как открытки), но вместе с тем работая над ними скрупулезно.

В «багатели» вплетена и любовная линия, и если Кандинский, очаровавшись голосом Нины Андреевской после телефонного разговора, сделал акварель «Одному голосу», то уже после их женитьбы сама она тоже стала делать «багатели» – здесь им отведен отдельный зал, в том числе по рисункам мужа.

Здесь еще думаешь, что, наверное, тем, кто хочет увлечься абстракцией, лучше начинать с Кандинского. Не с Мондриана и не с Ротко. Кандинский эмоционален, он чувствовал музыкальность цвета.  Именно колорит помогает «втянуться» в его абстракции. В теперешнем экспозиционном маршруте куратор показывает, как абстрактные и изобразительные, привязанные к реалистичным мотивы у художника соседствовали и сплавлялись. Серию акварельных абстрактных композиций, поименованных просто буквами, Наталия Автономова «перебила» рисунком «Жар-птица», и вышло очень органично. Те же линии, штрихи и цветные пятна, что и в абстракциях, но в них начинают проступать контуры птицы, всадника и других героев, только они теперь живут в пространстве, какое Кандинский строил для беспредметных работ. Оно разворачивается не планами, а интуитивным, эмоциональным сочетанием линии и цвета на плоскости. И про выставку, пусть и охватывающую короткий этап, можно сказать, что она о том, как он с разных сторон к художественной форме, то уходящей в абстракцию, то «возвращающейся» на шаг назад, подступался. Недаром он писал, что «всякие побочные соображения, и среди них соответствие формы так называемой «природе», т.е. природе внешней, несущественны и вредны, так как они отвлекают от единственной задачи формы – воплощения содержания. Форма есть материальное воплощение абстрактного содержания».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1289
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
649
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3489
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2725

Другие новости