0
2636
Газета Культура Интернет-версия

11.09.2017 00:01:00

Театр начинается с наушников

Тэги: хельсинки, фестиваль искусств, выставки, музыка, спектакли, наушники


хельсинки, фестиваль искусств, выставки, музыка, спектакли, наушники Фото сайта helsinginjuhlaviikot.fi/ru

На фестивале искусств в столице Финляндии прошли десятки концертов, выставок, спектаклей, а также Ночь искусств и Ночь философии. Но в основе одного из крупнейших фестивалей Европы – не только сложносочиненность афиши, но и мультижанровость каждой из представленных работ. И поэтому концерт классической музыки может легко превратиться в танцевальный перформанс, а незатейливый оперный сюжет стать поводом для социального высказывания в форме спектакля-бродилки.

В первые дни фестиваля звучала заново открытая, в том числе русская, музыка: когда-то подцензурные интерлюдии из «Носа» Дмитрия Шостаковича и недавно найденная в Санкт-Петербургской консерватории «Погребальная песнь» Игоря Стравинского. Театральная программа имела английский акцент. Спектакль «Лисичка» по знаменитому произведению Леоша Яначека (совместный проект Хельсинкской Комической оперы, лондонской Silent Opera и Английской Национальной оперы) поставлен как бесшумная опера. Его действие разворачивалось в заброшенном фабричном ангаре начала XX века с узнаваемым стилем промышленного модерна в экстерьере и отсутствующими перекрытиями и сыростью воздуха внутри. Каждому зрителю были выданы наушники, через которые были слышны не только голоса героев, но и запись самой оперной партитуры.

Несмотря на то что действие спектакля происходило под крышей бывшего завода, по своей природе оно было ближе уличному представлению: бродячие музыканты разыгрывают историю «лисички» – сбежавшей из дома девушки с длинными рыжими волосами. Первый раз мы замечаем ее, когда через толпу зрителей она пробирается к музыкантам, расталкивая всех огромным туристическим рюкзаком. Ее запуганный взгляд вполне сочетается с повадками хищницы, готовой к атаке.

История транспонирована в современность: то это скромный интерьер дома (и мы вместе с героями рассаживаемся в мягкие кресла и диваны), то окруженный заборами и граффити пустырь, – и мы садимся на старые паллеты. Герои спектакля злорадствуют и грустят, выпивают и курят, влюбляются и рожают детей, матерятся и прощают друг друга. Вокальная составляющая становится важнейшим контрапунктом к самому действию и неким способом отстранения. В мире нелюбви и тотального нежелания понимать друг друга голос и тело перестают сосуществовать гармонично, жесты и пластика по-абсурдистcки контрастируют с тембром речи и интонированием.

Главным событием театральной афиши стал спектакль «Первая пьеса Чехова» ирландско-британской компании с говорящим названием Dead center. Зрителям снова предлагается в течение спектакля находиться в наушниках, а на сцене идет «классическая постановка» неизданной при жизни Чехова пьесы «Платонов»: длинный обеденный стол с белой скатертью, самовар, фасад дома на арьерсцене, актеры в костюмах приглушенных тонов чеховской эпохи. Перед началом спектакля выходит «режиссер» и говорит, что будет комментировать действие на сцене, так как пьеса мало кому известна и сюжет с трудом улавливается. В этом, безусловно, слышится ирония над «сложностью» классики и опасениями театра, что зритель сам не способен понять смысл происходящего. Хотя самого Чехова комментирование пьес вряд ли бы удивило. В своих записных книжках он тоже, разумеется, не без иронии писал: «Важен не Шекспир, а комментарии к нему».

Действие начинается подчеркнуто «по-чеховски». В наушниках – словно по заветам раннего МХТ – стрекочут, чирикают, жужжат. На сцене едят и ведут беседы. «Они всегда голодные», – замечает голос в наушниках. Входит новый персонаж и о чем-то хочет сказать, но вдруг обрывает фразу. «К счастью, мы пропустили три страницы», – говорит режиссер за сценой. Многое изменено и на уровне сюжета: жена Платонова Саша, например, с огромным животом: «Мы немного поменяли сюжет, так как я не знал, что актриса беременна, когда проводил кастинг»…

Большая часть спектакля проходит в ожидании Платонова. Он и у Чехова мистическая фигура – человек из другого теста. В него влюбляются все женщины, к нему ревнуют все мужчины. В чем причина такой притягательности? В какой-то момент на сцену поднимается «один из зрителей». Как только он оказывается среди героев спектакля, они тут же его называют Платоновым. И начинают рассказывать ему все, что накопилось, признаваться в любви. Потом ему поставят капельницу, нальют в нее вина, и обеденный стол превратится в медицинский инвентарь.

«Человек из зала» так и не скажет в ответ ни слова (зритель ведь не обязан реагировать на попытки актеров взаимодействовать с ним), но он будет самым настоящим среди них, а они – как «чеховские герои» – так и не смогут приблизиться к его степени естественности. «Первая пьеса Чехова» оказывается постановкой про зрителя иммерсивного спектакля, которого нужно вовлекать, будоражить, выводить из зоны комфорта, превращать в активного участника событий. А сверхсюжетом становится психофизическое разоблачение каждого из героев. В финале перед нами не персонажи, а внутренне опустошенные актеры: социальные «костюмы» и «грим» очень больно снимать. Без них мы уязвимы, а главное, особенно остро ощущаем бесполезность своей жизни, и приходится честно признаться самому себе в том, что ты – «человек без свойств».

Подхватывает и по-своему раскрывает тему опустошенности и кризиса идентичности человека в современном обществе выставка ARS17, идущая в музее современного искусства KIASMA. Выставка работ современных художников со всего мира, впервые состоявшаяся в Финляндии в 1961 году, в этом посвящена Интернету и цифровым технологиям, которые становятся уже не только средствами выразительности произведений искусства, но и самой художественной реальностью. Например, на индивидуальных подставках установлены небольшие куски оптоволоконных кабелей с множеством разноцветных, плотно прижатых друг к другу проводов внутри. Вызволенные из-под земли, в век беспроводной связи они кажутся редкими и ценными ископаемыми. На выставке – тоже в духе фестиваля – было много эффектов, погружающих в виртуальные миры звуковых и видеоинсталляций. Почти все они вольно или невольно в унисон говорили, кричали, шептали об одном – о подавлении в человеке человеческого, о депрессивном состоянии гаджето-зависимости, увы, не давая, как представленные в Хельсинки театральные работы, рецептов выхода из нее.

Хельсинки–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
980
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
508
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2960
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2342

Другие новости